БЛОГ

Как развивать креативное мышление у взрослых

О развитии мышления у взрослых

В современном мире, где перемены происходят с небывалой скоростью, креативное мышление становится ключевым навыком, необходимым для успешной адаптации и достижения целей. Оно позволяет не только находить уникальные решения сложных задач, но и вносить свежие идеи в повседневную жизнь и профессиональную деятельность. В данной статье рассмотрим:

Что такое креативность
Чем креативность отличается от творчества
Основные характеристики креативного мышления
Практические упражнения

Что такое креативность

Креативность — это способность находить и порождать новые, нестандартные идеи, которые позволяют быстро решать проблемные и нетипичные ситуации.

Отличия креативности от творчества

Творчество также заключается в нахождении нестандартных решений задач, но в отличие от креативности оно больше направлено на самовыражение. Творчество позволяет выражать свои эмоции через искусство, создавая духовные и культурные ценности. С другой стороны, креативность более практична - здесь акцент делается на нахождении решений для задач и создании материальных ценностей.
Изображение от storyset на Freepik

Основные характеристики креативного мышления

О том, почему одни способны придумывать что-то новое, а другие нет, люди задумывались еще со времен Античности. В разные времена гипотезы были разные, но во второй половине 20-го века американский психолог Джой Пол Гилфорд высказал предположение, что в основе творчества лежит дивергентное (творческое) мышление. В отличие от конвергентного (алгоритмического) мышления, оно позволяет нам решать задачи, в которых нет одного, стандартного, способа решения и одного, единственного верного, ответа. Вместо этого есть большое (в пределе ― бесконечное) количество правильных решений и множество вариантов их поиска.

А Михай Чиксентмихайи — американский психолог, изучавший вопросы счастья, креативности и субъективного благополучия ― в своей книге «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений» писал о дивергентном и конвергентном типах мышления так:

«Люди, которые привносят в домен нечто новое и заслуживающее принятия, словно бы способны использовать два противоположных вида мышления: конвергентный и дивергентный. Конвергентное мышление можно оценить с помощью IQ-тестов — это умение решать правильно сформулированные рациональные проблемы, имеющие один верный ответ. Дивергентное мышление не ориентировано на точные решения. Оно построено на беглости мысли, то есть способности генерировать большое количество идей; гибкости, или способности переключаться с одной точки зрения на другую; и оригинальности при поиске необычных ассоциаций для идей. Подобные характеристики мышления оцениваются с помощью большинства тестов на творческое мышление, и на их же развитие нацелены разнообразные творческие мастерские.

Пожалуй, можно сказать, что в системе, связанной с креативностью, обладатель беглого, гибкого и оригинального мышления скорее окажется способен предложить новую идею.

Но дивергентное мышление практически бесполезно в отсутствие навыка отличать годную идею от негодной — а вот для этого уже требуется конвергентное мышление».

Элис Пол Торренс ― еще один американский психолог — развил идею Гилфорда и создал тесты креативности, в которых предложил оценивать творческое мышление по нескольким характеристикам:

  • Беглость — способность порождать большое количество идей.
  • Гибкость — способность порождать разнообразные идеи.
  • Оригинальность — способность порождать идеи, отличные от оригинальных.
  • Разработанность — способность к тщательной, детализированной проработке идей.
  • Название — способность придумать идее название.
  • Сопротивление замыканию — способность долго оставаться в процессе генерации идей.

Упражнения на развитие креативного мышления

«Назови ассоциации» — упражнение на развитие беглости мышления


Посмотрите на изображение. Что вы видите? Просто абстрактные линии или что-то большее? Что вам это напоминает? Окрашенные волосы под микроскопом? Женская юбка, развивающаяся на ветру? Или просто «ветер»?

Ассоциации — это мысли, возникающие, когда мы что-то видим, слышим или чувствуем. Чем лучше развито ассоциативное мышление, темы больше шансов на то, что в момент генерации идей при решении задачи у нас появятся мысли.
Изображение создано при помощи нейросети Kandinsky

«100 способов применения» ― упражнение на развитие гибкости мышления


Выберите любой предмет и найдите сто способов его применения. Поначалу вам может показаться, что так много найти невозможно, но это не так. Секрет заключается в том, чтобы искать применение не самому объекту, а его свойствам.
Фото: Абуди Весакаран на Unsplash
Возьмем, к примеру, карандаш. Какими свойствами он обладает? Карандаш деревянный, тверды, тонкий, длинный, оставляет след на бумаге. Как можно было бы использовать что-то:

  • деревянное
  • твердое
  • тонкое
  • длинное
  • оставляющее след на бумаге?

Посмотрите на примеры ниже и продолжите список.

1. Сделать заборчик для кукольного домика
2. Завивать кудряшки, как на бигуди
3. Нарисовать рисунок на белой майке
4. Достать что-то из узкой щели
5. Использовать как топливо для костра
6. Подложить под что-то, чтобы стояло повыше
7. Как инструмент для пальчиковой гимнастики или массажа
8. В качестве шипов, на которых можно стоять, как на гвоздях
9. Сделать из карандашей дорожку
10. Использовать как единицу измерения длины
11. Обвязать карандашами бутылку ― получится ваза
12. Закладка для книги
13. Сделать плотик для черепашки
14. Обклеить карандашами стену дома — декоративный элемент
15. Сделать массажную накидку на кресло
16. Выложить из карандашей узор
17. Использовать стружку от карандашей для производства напольного покрытия
18. Из опилок сделать наполнитель для подушки «Антистресс»
19. Сделать подставку под горячее
20. Сделать тушь для ресниц
21. Для подвязки растений, чтобы не падали
22. Опилки использовать в качестве декора при создании вазы (наклеить)
23. Сдалать бусы
24. Использовать как заколку или шпильки для волос
25. Как вязальные спицы
26. Сделать шкатулку
27. Сделать подарочную упаковку
28. Палочки для еды, как у китайцев
29. Чтобы протыкать скотч, намотанный на коробки для переезда
30. Как палочка для табличек, на которых написаны названия растений
31. Продемонстрировать, как египтяне перекатывали тяжелые блоки для пирамид
32. Сделать колеса для игрушечной машинки
33. Сделать фруктовый букет на карандашах
34. Измерять глубину
35. В качестве «шкатулки» для колец (предложение руки и сердца)
36. Как подарок инженеру
37. На кончике карандаша сделать миниатюрные фигурки
38. Занять ребенка опытом на равновесие
39. Сделать из карандашей игру «Джанга»
40. Использовать как счетные палочки
41. Стучать карандашами друг об друга ― музыкальный инструмент
42. Коврик для роллов
43. Качели для мини-куколок
44. Дать хомяку, чтобы зубы точил
45. Как расческу для волос
46. Закручивать лист бумаги в трубочку
47. Нажимать на клавиатуру, если ногти очень длинные
48. Делать углубления в земле, чтобы в них посадить морковку
49. Сделать жердочку для птички в скворечнике
50. Сделать ручку на шкаф

«Метод каталога» (или «Метод фокальных объектов») — упражнение на развитие оригинальности в создании объектов


Метод каталога (или «метод фокальных объектов») — это метод поиска идей для создания оригинальных объектов. Впервые его предложил профессор Берлинского университета Ференц Кунце в 20-х годах XX века для преодоления психологической инерции — нашей склонности думать шаблонами ― и активации мышления. Суть метода в том, чтобы взять два объекта: один — тот, который нужно изменить, а второй ― тот, свойства и характеристики которого мы будем использовать. Затем перечислить как можно больше свойств второго объекта, чтобы «наложить» их на первый и поймать идею о том, как это могло бы выглядеть.

Допустим, мы хотим сделать необычную вазу. Выберем из окружающей среды какой-нибудь объект, например, настольную лампу, и назовем его свойства. Настольная лампа какая?

  • светящаяся
  • теплая
  • электрическая
  • хрупкая
  • настольная
  • прозрачная
  • под абажуром и т.д.

А теперь как бы накладываем эти свойства на объект, который мы хотим сделать необычным. Как могла бы выглядеть:

  • светящаяся ваза?
  • теплая ваза?
  • электрическая ваза?
  • хрупкая ваза?
  • настольная ваза?
  • прозрачная ваза?
  • подабажурная (т.е. под абажуром) ваза?

Ловите идеи и сразу фиксируйте их на бумаге. Лучше всего — сделать эскизы для всех характеристик. Так у вас появится больше вариантов, из которых потом можно выбрать самый, на ваш взгляд, удачный.

«Открытая задача» ― упражнение на развитие оригинальности в решении жизненных задач (или «проблем»)


Условие. В ситуации «не лады с соседом» почти наверняка бывал каждый. Поводом для ссоры может стать что угодно: даже птицы. Например, однажды пара пенсионеров из Великобритании стала замечать, что на дорожку возле их коттеджа стали регулярно гадить птицы. Выявив нехитрую причинно-следственную связь, они поняли: птицы делают это, потому что садятся на дерево, растущее на участке соседа. Дерево посажено в самом углу, поэтому ровно половина кроны нависает над территорией пенсионеров. Регулярно убирать отходы жизнедеятельности с дорожки нашим героям не хотелось, но и сказать птицам: «Так нельзя» они не могли. Как быть?

Напишите не менее пяти возможных вариантов решения этой задачи. А потом прочтите контрольный ответ.

Контрольный ответ. Пенсионеры решили, раз половина кроны нависает над их дорожкой, то она находится на их территории. А значит и право принимать решение, что с ней делать ― за ними. Недолго думая, они срезали все ветки: аккурат по границе участков. Не знаю, как отреагировал на это сосед, но «половинчатое» дерево теперь так и стоит. Да еще и привлекает туристов, желающих возле него сфотографироваться.

Открытые задачи тренируют креативность в решении жизненных проблем: и рабочих, и личных. Чем чаще вы будете тренироваться в их решении, тем выше будет ваша креативность. Решать их можно методом мозгового штурма, но гораздо эффективнее ― использовать инструменты ТРИЗ. Например, Противоречие и Типовые приемы разрешения противоречий

Больше примеров практических упражнений на развитие креативного мышления вы найдете в моем Telegram-канале «Маркетинг и ТРИЗ: секреты креатива»


Подписаться на канал

Уровни креативности


Однако развитие креативности — процесс длительный. Для достижения высокого уровня требуются годы усилий. По мнению Джеймса Кауфмана и Рональда Бегетто, авторов модели 4K, существуют четыре уровня креативности:

  • Мини К — это креативность, которая важна для субъекта. Она представляет собой новую, личностно значимую интерпретацию опыта, возникающую в процессе обучения и выполнения заданий.
  • Малая К — это креативность, которую ценят другие. Она проявляется, когда другие люди признают и оценивают твои творческие усилия.
  • Про К — это уровень креативности характеризуется более сложными и глубокими формами творчества, которые могут вдохновлять других и влиять на общество.
  • Большая К — это самый высокий уровень креативности, который означает значительный вклад в развитие искусства, науки или других областей, способный изменить мир.

Основная идея этой модели в том, что креативность нарабатывается только при многократном решении одних и тех же задач.

Заключение

В условиях постоянных изменений, вызванных технологическими инновациями и динамикой на рынке труда, способность мыслить нестандартно становится важным активом.

Креативность способствует адаптации к новым вызовам, генерации оригинальных идей и нахождению решений в сложных ситуациях. Она содействует личностному росту, углубляет понимание себя и окружающего мира, а также повышает нашу способность к эффективному взаимодействию и коммуникации с другими.

Следует отметить, что креативное мышление охватывает широкие сферы — от профессиональной деятельности до личных отношений и повседневных задач. Таким образом, инвестиции времени и усилий в его развитие представляют собой важный шаг. Начните с простых практик, интегрируйте их в свою повседневную жизнь и наблюдайте за трансформацией своих мыслей и идей. Позвольте креативности стать вашим надежным спутником на пути к достижению успеха.
Made on
Tilda