Представим себе ситуацию. В компании N идет планерка. Решают, выводить ли на рынок новый продукт. Маркетолог, конечно, говорит, что нужно провести полноценное исследование рынка, но директор возражает: «Денег на это нет». Как быть?
Человек, не натренированный на решение задач инструментами ТРИЗ, разведет руками и скажет: «Не знаю. Что я могу поделать, если денег нет?». Однако тот, кто уже натренирован, найдет подходящее решение, использовав инструмент под названием «Противоречие».
Пример из технической сферы, связанный с бизнесом
Одна из компаний поставила перед собой задачу улучшить дизайн колясок, чтобы сделать их более удобными для покупателей. Для этого было проведено наблюдение за людьми, использующими коляски, в различных местах, таких как парки, детские площадки и торговые центры. В результате был составлен список недостатков, с которыми сталкиваются пользователи колясок.
Проблема 1 – маленькие колеса застревают в трещинах на дороге. Многие испытывали неудобства при передвижении по неровной дороге или дорогам с трещинами.
Проблема 2 – коляска низкая. Доставать ребенка из коляски было неудобно: приходилось наклоняться.
Если сделать коляску выше, это хорошо, потому что родителям будет удобно доставать детей из коляски, но это же и плохо, потому что коляска станет менее устойчивой. И наоборот: если сделать коляску ниже, это хорошо, потому что коляска станет боле устойчивой, но это же и плохо, потому что родителям будет неудобно доставать детей. Как быть?
Или вот еще пример. Если сделать колеса коляски большими, это хорошо, потому что коляска не будет застревать в трещинах асфальта, но это же и плохо, потому что коляска будет занимать больше места при хранении. И наоборот: если сделать колеса коляски маленькими, это хорошо, потому что коляска будет занимать меньше места, но это же и плохо, потому что она будет застревать в трещинах на асфальте.
Человек, не знакомый с инструментами ТРИЗ, может легко усомниться в возможности решения такой задачи, заявив: "Решения нет. Надо выбрать что-то одно". И это приводит к тому, что люди просто не могут решить задачу. Однако важно помнить, что в любом решении всегда будут и достоинства, и недостатки. А задача решателя заключается в том, чтобы найти способ устранить недостатки, сохранив при этом достоинства. Вот как раз для решения такой задачи и существует инструмент под названием «Противоречие».
Что такое «Противоречие»
Вернемся к компании N, которая решает, выводить ли ей на рынок новый продукт. В ее случае противоречие будет звучать так: поводить полноценное маркетинговое исследование рынка надо, чтобы снизить риск вывода ненужного товара, но проводить маркетинговое исследование нельзя, потому что на это нет денег. Как быть? Искать способ проведения исследования без денег. Как? Используя типовые приемы разрешения противоречий.
- Разделить маркетинговое исследование на этапы и оплачивать его по частям (принципы «Дробления» и «Периодического действия).
- Создать минимально жизнеспособный продукт и предложить его покупателям из клиентской базы (принцип «Наоборот»)
- Провести кабинетное исследование и собрать всю имеющуюся в доступе информацию о подобных продуктах у конкурентов (принцип перехода в надсистему)
- Провести опрос потребителей из клиентской базы (принципы «Копирования» и «Обратной связи»)
Типовые приемы разрешения противоречий — это подсказки о том, что можно сделать для выхода из тупиковой ситуации и разрешения противоречия. И в ТРИЗ их целых сорок. Для решения бизнес-задач подходят не все, но как минимум двадцать четыре использовать точно можно.
Противоречие — ключевой инструмент в методике ТРИЗ. Разрешая противоречия, мы учимся эффективно выходить из кризисных ситуаций и решать проблемы. Освоив навыки разрешения противоречий, мы приобретаем уверенность в собственных способностях и умении решать сложные задачи.
Посмотреть еще
Маркетинг и ТРИЗ: секреты креатива — Telegram-канал о развитии креативного бизнес-мышления у взрослых
