Тренинг состоит из двух блоков:
теоретического и практического.
В теоретическом мы освоим инструменты ТРИЗ и алгоритм решения нестандартных задач. В этом тренинге я даю детям инструменты почти в том же виде, в каком даю их взрослым.
А алгоритм многократно испытан на решении реальных задач. Параллельно мы будем решать учебные задачи, развивать дивергентное мышление (способность придумывать много вариантов) и творческое воображение. Это нужно для развития способности придумывать нестандартные идеи.
Пример задачи из теоретического блока
В Голландии во времена энергетического кризиса строго экономили электроэнергию. Правительство даже запретило освещение магазинных витрин. Это ударило по доходам владельцев ювелирных магазинов – ведь украшения выгодно рекламировать в лучах света, а теперь по вечерам витрины оставались темными. Что же делать владельцам ювелирных магазинов?
Источник задачи: Сергей Фаер, Виктор Тимохов «Полцарства за идею!»
Как проходят занятия
В практическом блоке отработаем инструменты на сюжетах из жизни реальных людей: знаменитостей и выдающихся личностей. А еще я буду просить детей приносить их личные задачи на каждое занятие этого блока.
Как думаешь, было ли это проблемой для Майкла?
… ответ ребенка
Какую задачу ему нужно было решить?
… ответ ребенка
Сформулируй ИКР этой задачи
… ответ ребенка
Найди решения
… ответ ребенка
Сформулируй противоречие
… ответ ребенка
Используя типовые приемы, попробуй его разрешить
… ответ ребенка
Источник сюжета: Джанлука Баваньоли, Лучия Эмилия Стипари «План Б. Истории известных людей, которые не сдавались и превратили поражения в победы: от Альберта Эйнштейна и Генри Форда до Джоан Роулинг и Леди Гаги». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2021 г.
Упражнение на развитие дивергентного мышления
Одно из препятствий на пути творчества: когда нам приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Так что на этапе генерации нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно их воплотить в жизнь или нельзя, решат они проблему или нет. Нужно давать себе время думать без оценки. Для этого можно поставить себе цель по времени и количеству идей. Тем самым мы направим творческую энергию в нужно русло. Например, инновационные компании часто устанавливают норму 100 идей в час. Давай попробуем и мы: придумай и назови 100 вариантов применения стакана. Чтобы процесс был более эффективным, нужно обуздать в себе внутреннего критика и начать озвучивать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет состоять из старых, одинаковых идей, во второй трети появятся более интересные, а в последней наверняка откроются неожиданные и заслуживающие внимания.
Пример задачи из практического блока
В 1978 году Майкл Джеффри Джордан был скромным и неуверенным в себе пятнадцатилетним подростком, который учился на втором курсе старшей школы Эмсли Лэйни в Уилмингтоне, штат Северная Каролина. Он родился четвертым из пяти детей в семье. Его мать Делорис работала в банке, а отец Джеймс был механиком на электростанции. Семья Майкла была далека от того, чтобы купаться в деньгах.
Майкл не любил ходить в школу, не блистал в учебе, у него были трудности в общении с одноклассниками (особенно с девочками). Мать заставила его посещать занятия по домоводству, чтобы он смог устроиться в жизни: она переживала, что сын никогда не женится. С детства Майкл был тощим, но потихоньку рос и готовился
к жизни. Несмотря ни на что, у него был спасательный жилет в этом
недружелюбном школьном море, полном штормов: ему хорошо давался спорт. Это было очевидно еще в средней школе. Майкл обладал природным талантом и гибкостью, что помогало ему хорошо проявить себя в разных спортивных достижениях. Он делал успехи не только в баскетболе, но и в бейсболе, и в американском футболе.
Одного природного дара мало. Майкл весьма быстро проявил свои способности, благодаря которым его в будущем прозовут Его Воздушество. Он прыгал невероятно высоко, и позже это сделало его абсолютной легендой. Однако сначала ему нужно было окончить второй курс старшей школы. В это же время он пытался попасть в основной состав школьной команды по баскетболу, но не прошел отбор.
На самом деле все было так: у тренера Клифтона Херринга было место в команде среди титулованных игроков, но он решил отдать его молодому Лерою Смиту, ровеснику Джордана. Почему? Потому что Смит был гораздо выше Джордана. Рост Лероя составлял 201 сантиметр, а Майкла – 177, 8. Иногда размер имеет значение, и Джордана отправили во второй, резервный, состав.