Так однажды написала мне мама пятилетнего мальчика. Оставить запрос без внимания я не могла, поэтому создала тренинг по развитию творческого мышления у дошкольников.
Он с удовольствием слушает сказки и готов о них рассуждать
Ваш ребенок любознательный, усидчивый и задает много вопросов
Что в результате
Ребенок познакомится с произведениями нескольких авторов.
Добрые сказки Сутеева знакомы многим, но мы прочтем их по-новому.
Остроумные рассказы Маши Рупасовой вызовут у малыша улыбку.
Истории про котенка Финдуса удивят и позабавят.
А вместе с Незнайкой мы решим много творческих задач.
1
Опробует несколько приемов управляемого фантазирования:
Наоборот
Оживление
Объединение
Увеличение-уменьшение
Ускорение-замедление
Что потом?
Морфологический анализ и др.
3
Освоит некоторые инструменты ТРИЗ (в адаптированном для дошкольников виде):
Ресурсы
Причинно-следственный анализ
Противоречие
Системный оператор
2
У него начнет формироваться привычка решать жизненные задачи.
4
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ
Потрясти дерево
Сбить яблоко палкой
Разбежаться, подпрыгнуть и ударить о дерево задними лапами
Попросить о помощи птицу
Обратиться за помощью к белке
Из веток соорудить горку, по которой можно добраться до яблока
Дождаться, когда яблоко созреет и упадет само.
Вначале я погружаю детей в сюжет. Это нужно, чтобы включить их в занятие и запустить мыслительный процесс. Когда внимание приковано к истории, ребенок готов слушать и отвечать на вопросы. Все упражнения я встраиваю в сказочный сюжет, а потом делаю плавный переход к сюжетам из реального мира.
Возьмем, к примеру, занятие, построенное по сказке Сутеева «Яблоко». Я начинаю читать рассказ: «Стояла поздняя осень. С деревьев облетали листья, и на дикой яблоне висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Он захотел его достать, но …». Здесь я делаю паузу и задаю ребенку вопрос: «Но как его достать? Ведь яблоко висит высоко — не допрыгнешь!». И этот вопрос - не что иное как изобретательская задача. И решить ее можно разными способами:
После разбора сказочного сюжета, я вывожу ребенка на решение задач из реальной жизни. Если вижу, что задача сложна, задаю наводящие вопросы. Они помогают ребенку сформулировать гипотезы.
Вот пример: Наверняка, ты не раз видел картинку на которой еж на своих иголках несет яблоко. Куда и зачем он их несет, как думаешь?
… ответ ребенка
Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят, ведь они насекомоядные. Тем более, что на зиму ежи впадают в спячку, как медведи или барсуки, а значит еда им не требуется. К тому же, из множества яблок ежи выбирают только самые кислые. Зачем они ежам, если не для еды?
… ответ ребенка
Подсказка: Тягу ежей к кислым продуктам, едким веществам, предметам с резким запахом люди заметили давно. Известно, что ежей привлекают не только яблоки, но и промасленные тряпки или носовые платки с запахом духов. Даже известны случаи, когда ежи пытались «вываляться» в кофейных зернах. И все это они делают с одной и то же целью. Какой?
… ответ ребенка
Контрольный ответ: Так ежи избавляются от клещей и блох. Временами эти паразиты так достают ежика, что он устраивает себе дезинфекцию. Находит опавшие кислые яблоки и катается в них. Отсюда, наверное, и родилась легенда о запасливом ежике.
А после того, как все задачки решены, я даю упражнение на развитие творческого воображения.
Например, задание дорисовать героев сказки хорошо тренирует умение видеть и воспроизводить детали – очень важный навык креативности.
Анна Акимова
По образованию инженер-педагог, экономист и маркетолог. Сертифицированный ТРИЗ-педагог
Автор проекта «Сильное мышление»
ОПЫТ РАБОТЫ
В маркетинге с 2006 года, в ТРИЗ-педагогике — с 2019-го
Опыт работы в маркетинге: Ростелеком, Уральский Банк реконструкции и развития, PROFMAX, ВМП
Опыт работы в ТРИЗ-педагогике: СберУниверситет, Creatime, Думалогия, Систематика
ОБРАЗОВАНИЕ
Инженер-педагог по специальности «Профессиональное обучение». Диплом Уральского государственного профессионально-педагогического университета (№ ДВС 0443543)
Экономист по специальности «Национальная экономика». Диплом с отличием Российской экономической академии им Г.В. Плеханова (№ ВСА 0568250)
Менеджер-маркетолог. Диплом Учебного центра «Директор» (серия АТ-2005, №000703)
Ведение профессиональной деятельности в сфере маркетинга и брендинга. Диплом ЧУДПО «Высшая экономическая школа» (№ ИМиБ-1137)
ТРИЗ – педагог (практик). Сертификат международного проекта Creatime (№ ТПП 023)
Здорово, что Вы учите детей рассуждать, не бояться высказывать свое мнение, не стесняться ошибок. Спасибо Вам огромное!
Алена, мама Кости, 5 лет.
Анна, спасибо! Ваша обратная связь очень важна! Марианна в самом начале обучения ТРИЗ, уверена все получится! Благодаря педагогу и желанию узнавать и исследовать новое! Единственное, нужно было раньше начать заниматься, очень интересно!
Сусанна, мама Марианны, 6 лет.
- Анна, добрый вечер! Лев очень хочет отработать с Вами урок, с понедельника от этом говорит. Можно сегодня с ним позаниматься вместо Евы? - Лев совершенно счастлив, что позанимался. Спасибо!
Ксения, мама Льва, 5 лет.
О том, что вокруг
Заявка на участие
ЗАПИСАТЬСЯ НА ТРЕНИНГ
С дошкольниками я работаю по будням и только индивидуально. Информацию о свободных часах и стоимости предоставляю после заполнения заявки.
Один раз в месяц я провожу открытые уроки для детей. Занятия бесплатны, но количество мест ограничено (не больше 20-ти). Чтобы гарантированно попасть в группу, подпишитесь на канал с анонсами, следите за сообщениями и сразу же заполняйте заявку.