БЛОГ

ТРИЗ для бизнеса: инновационные методы решения задач

О развитии мышления у взрослых


В современном быстро меняющемся мире инновационное мышление становится ключевым фактором успеха. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой мощный инструмент для развития креативного мышления и поиска нестандартных решений. Давайте разберемся, что такое ТРИЗ и рассмотрим его основные цели, методы, технологии и практические примеры применения.

Что такое ТРИЗ и почему это важно?

ТРИЗ — это методология, разработанная советским изобретателем Генрихом Альтшуллером в середине XX века. В основе ТРИЗ лежит фундаментальное понимание того, что эволюция технических систем происходит через преодоление противоречий. Именно способность находить и устранять противоречия определяет эффективность инновационных решений.

Основная цель ТРИЗ заключается в преодолении стандартного мышления и поиске неочевидных решений, которые позволяют достичь максимального эффекта при минимальных усилиях. В отличие от метода проб и ошибок, ТРИЗ предлагает структурированный подход к анализу и решению проблем, что значительно сокращает время и ресурсы, необходимые для достижения желаемого результата.
Источник: shutterstock
Противоречия являются краеугольным камнем большинства сложных проблем. Они представляют собой ситуации, когда два взаимоисключающих фактора должны существовать одновременно, что делает невозможным решение проблемы обычными методами. Благодаря методологии ТРИЗ эти кажущиеся неразрешимыми конфликты могут быть успешно преодолены.

Истоки и эволюция ТРИЗ

Изначально ТРИЗ была ориентирована исключительно на решение технических задач в инженерной сфере. В 1980-е годы методология получила широкое распространение на промышленных предприятиях Советского Союза, а также была интегрирована в образовательную систему через внедрение ТРИЗ-педагогики в школах. После распада СССР в 1990-х годах интерес к методике временно снизился, однако с начала 2000-х годов наблюдается ренессанс ТРИЗ в глобальном масштабе.

ТРИЗ возникла не как случайное открытие, а как результат многолетних исследований. В послевоенном 1946 году в Советском Союзе Генрих Альтшуллер, обладавший незаурядным умом инженера и талантом писателя-фантаста, приступил к фундаментальному анализу изобретательского процесса. Его интересовал не столько результат, сколько сам механизм возникновения инновационных решений.
Источник: сайт Официального фонда Г. С. Альтшуллера
Альтшуллер задался амбициозным вопросом: существуют ли универсальные принципы, лежащие в основе всех успешных изобретений? Изучив тысячи патентов и технических решений, он пришел к революционному выводу – творческий процесс может быть систематизирован и структурирован.

Психологическая инерция мышления

ТРИЗ представляет собой набор инструментов мышления, которые помогают систематизировать и структурировать наши мысли. Когда мы сталкиваемся с проблемой и начинаем искать способы ее решения, обычно наш мозг обращается к уже известным ответам, которые могут быть стандартными и неэффективными. Хорошо, если у нас есть много различных вариантов для выбора, это говорит о высоком уровне мыслительных способностей. Однако чаще всего мы ограничиваемся лишь несколькими типичными ответами.

Придерживаясь данной концепции, возникает важное понимание того, что человек, считая, что он придумал решение самостоятельно, на самом деле извлекает уже существующее решение из своей памяти. Он начинает его применять на практике, но возможно, что оно не срабатывает по каким-то причинам. В таких случаях человек может подумать: "Эту задачу невозможно решить, а как сделать иначе, я не знаю".

В чем суть этого явления? При освоении любого навыка мы совершаем множество попыток и ищем оптимальный способ. Когда появляется наиболее эффективный вариант для определенной ситуации, мы его запоминаем.

В следующий раз, когда мы столкнемся с такой же задачей, мы будем применять оптимальный способ, который мы выработали в прошлый раз. Чем чаще мы повторяем это действие, тем сильнее становится нейронная связь в нашем мозге. Он запоминает, какие действия необходимо предпринять при решении данной задачи. Это позволяет нам экономить ресурсы и энергию, не тратя время на поиск новых решений каждый раз, когда возникает одна и та же задача.

Без этого механизма мы бы застряли на месте, повторяя одни и те же действия снова и снова, не развиваясь. Поэтому этот механизм является важным и полезным элементом. Однако его полезность проявляется при стабильных неизменных условиях, и когда ситуация меняется, мы можем столкнуться с проблемой решения задачи, поскольку продолжаем действовать по старым схемам, не учитывая данные изменения. В таких случаях важно быть готовыми искать новые подходы к решению проблемы, несмотря на то что мозг может противиться изменениям из-за своей основной задачи - оптимального распределения ресурсов для выживания.

При решении новых задач мы часто прибегаем к использованию знаний, накопленных ранее в нашей памяти, вместо того чтобы искать новые подходы. Этот феномен называется психологической инерцией мышления. Однако, если обстоятельства изменились, старые решения могут оказаться неэффективными. Мысли, как правило, бывают хаотичными и неупорядоченными, и для успешного решения задачи необходимо не только уловить их, но и правильно сформулировать саму задачу.

Как можно использовать инструменты ТРИЗ для развития креативности в решении бизнес-задач

Инструменты ТРИЗ призваны помочь организовать мысли и структурировать процесс мышления. Они позволяют тренировать навык генерации идей, разрушая психологическую инерцию и активизируя мышление. Человек начинает думать только тогда, когда осознает наличие проблемы и обращает на неё внимание. А как можно привлечь внимание к проблеме? Первый шаг – задать себе вопрос.

Итак, инструменты ТРИЗ представляют собой специальные формулировки, которые направляют наше мышление в направлении, где вероятность обнаружить наиболее успешное решение возрастает. При регулярном использовании этих инструментов задачи решаются быстрее, легче, креативнее и с большим количеством возможных вариантов.

Инструменты ТРИЗ, о которых я рассказываю на тренингах участникам:
  1. Формулировка задачи
  2. ИКР (идеальный конечный результат)
  3. Типовые приемы разрешения противоречий
  4. Системный оператор, причинно-следственный анализ

Кейс с тренинга «Генератор бизнес-идей»

Кейс - как Ольга и Вадим, участники тренинга «Генератора бизнес-идей» нашли более 20 возможных вариантов решения учебной задачи, используя инструмент под названием «ИКР».

Вводные данные:
«Однажды один американский кинотеатр начал терпеть убытки. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают высокие шляпы, которые в то время были в моде, и загораживают экран. И чего только не делала администрация кинотеатра: повесила объявление в гардеробе с просьбой снимать головные уборы, просила по громкоговорителю быть вежливыми – результат нулевой. Как же заставить модниц снимать шляпы во время киносеанса?».
Источник: shutterstock
Какие решения приходят вам на ум? Стыдить? Штрафовать? Не пускать в кинотеатр? Нет-нет-нет, все это не по ТРИЗ-овски. Сформулируем Идеальный конечный результат: дамы САМИ снимают шляпы. При каком условии это возможно?

Более 20 возможных вариантов (идей), которые нашли Ольга и Вадим:

1. Ввести моду на прозрачные шляпки для кинотеатров.
2. Выдавать зрителям подзорную трубу, чтобы смотреть через отверстия между шляпами.
3. Устраивать показ модных причесок после сеанса или в перерыве, чтобы ввести моду на демонстрацию причесок.
4. Ввести моду на прически в виде шляпки.
5. Ввести моду на головные уборы для кинотеатров.
6. Под видом доп. услуги предлагать женщинам подушку, которую можно подкладывать под голову. Чтобы ей воспользоваться придется снять шляпу, т.к. в ней неудобно.
7. Оборудовать кинозал сиденьями-лежаками с регулировкой наклона сиденья. Таким образом часть шляпок окажется ниже уровня глаз зрителей, сидящих сзади, и им будет видно экран.
8. Распустить слух о том, что во время сеанса по залу ходит некто и подрезает шляпки, ели они закрывают экран.
9. Устраивать смотр шляпок в виде экспозиция с призами за самые лучшие. Для участия в смотре шляпку нужно снять перед сеансом.
10. Устраивать лотереи или розыгрыши призов, в которых в качестве лотерейного билета участвуют шляпки.
11. Ввести правило посещения кинотеатра: экран включается только после того, как будет снята последняя шляпка.
12. Сделать входную дверь в зал низкой и узкой, чтобы в шляпе с широкими полями было не пройти.
13. Предоставлять скидку на билет тем, кто без шляпки.
14. На шляпку выдавать второй билет.
15. Специальные vip-места сзади для тех, кто в шляпах.
16. Тем, кто в шляпах предоставлять только стоячие места.
17. ВИП зал для тех, кто в шляпе.
18. Если в шляпе, то сидишь на ступеньках.
19. Тем, кто в шляпе предоставлять самые худшие места в зале.
20. Предоставлять бонусы в виде напитка и т.п. тем, кто без шляпки.
21. В гардеробе менять шляпку на бонус. Например, шампанское.

На данный момент было всего седьмое занятие из шестнадцати, а Ольга и Вадим уже показали великолепный результат в решении учебных задач. Хотите научиться делать так же? Приходите на «Генератор бизнес-идей» , заполняйте форму обратной связи, и я свяжусь с вами, чтобы рассказать подробности.
А контрольный ответ на задачу такой. Текст объявления в кинотеатре изменили на следующий: «Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится». После этого ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за пожилую леди. Даже в темноте зала.

Вывод: Используя подобные инструменты, мы находим не одно-два, а целое множество возможных вариантов решения для задачи.

Источник задачи: Сергей Фаер. Полцарства за идею. ― М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Другие примеры подобных кейсов вы найдете в Telegram-канале «Маркетинг и ТРИЗ: секреты креативы»


Подписаться на канал

Мой личный опыт использования ТРИЗ инструментов в своем бизнесе

Мой личный опыт использования инструментов ТРИЗ позволяет мне ощутить их мощь и эффективность. Эта система не только обеспечивает устойчивость и способность решать задачи, но также придает уверенности в своих силах и способствует развития. На примере своего пути в ТРИЗ за последние 5 лет могу подтвердить, что даже с самого начала моего знакомства с этой методикой, она уже принесла заметные результаты.
Источник: сайт проекта «Сильное мышление» Анны Акимовой
Я считаю, что успех проекта «Сильное мышление» во многом обусловлен моим использованием инструментов и умением эффективно решать задачи. Когда человек не способен решать задачи, он склонен видеть лишь проблемы. Поэтому моя миссия заключается в том, чтобы познакомить людей с данными инструментами, способными помочь в решении бизнес-задач.

Заключение

ТРИЗ продолжает развиваться, адаптируясь к современным вызовам и потребностям. Эта методология не только помогает решать конкретные проблемы, но и способствует формированию особого мышления, направленного на поиск оптимальных решений при ограниченных ресурсах. В эпоху быстрых технологических изменений и усиливающейся конкуренции владение методами ТРИЗ становится значительным конкурентным преимуществом для организаций и специалистов в различных сферах деятельности.
Made on
Tilda