БЛОГ

О мотивации к творчеству

О развитии мышления у взрослых О развитии мышления у детей
Что заставляет нас креативить? Что побуждает искать новые решения? Что мотивирует созидать? Изучила мнение экспертов и выявила основные стимулы. Их оказалось немного:

  1. Необходимость выжить
  2. Внутренний конфликт
  3. Стремление к самореализации
  4. Желание быть успешным в обществе.

Необходимость выжить ― одна из причин развития творческого мышления

Молекулярный биолог и нейропсихолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум»1 мотивацией к творчеству считает стремление выжить в резко изменившихся условиях. Вот, что он пишет.
На сегодня наиболее точный критерий в определении периода, когда мы стали людьми, ― создание орудий. Отправившись в путешествие к истокам, мы выясним, что 2,6 миллиона лет назад наши предки царапали камни и разбивали их. Мы изготовляли каменные топоры размером с ладонь. С тех пор наш мозг увеличился в три раза. Через миллион лет после этого мы использовали все те же каменные топоры, только начали заострять их, ударяя о другие камни. Знаменитый Homo sapiens формировался как вид 300 000 – 250 000 лет назад. В этот период развивалась префронтальная кора головного мозга. Затем произошло нечто необыкновенное: 40 тысяч лет назад мы начали разрисовывать камни. Делать скульптуры и изготавливать украшения. Почему произошла такая резкая перемена? Большинство ученых видят причину в изменениях климата, сказавшемся на выживании видов. Племя наших первых предков из Восточной Африки насчитывало около 2 000 человек. Сто тысяч лет спустя нас уже 7 миллиардов. Такой рост популяции объясняется в теории тем, что мы не боролись с неблагоприятными климатическими условиями, а приспосабливались к ним. Нам не нужна была постоянная среда обитания, одно-два места, как у других видов. Вместо этого мы заселили всю землю. Те, кто не мог решить проблемы среды обитания или быстро учиться на ошибках, жили недостаточно долго для того, чтобы передать свои гены потомству, как и те, кто не помогал другим членам клана.

Примерно о том же в одной из книг2 пишет психолог Михай Чиксентмихайи.
Представьте, что вам нужно создать живой организм, который будет иметь максимальную возможность выжить в таком сложном, непредсказуемом мире, как Земля. В этот организм нужно встроить механизмы, с помощью которых он сможет противостоять как можно большему числу внезапных опасностей и как можно продуктивнее использовать открывающиеся возможности. Как это устроить? Конечно же, вы создадите организм, который отличается консервативностью, вычленяет наилучшие решения из прошлого опыта и повторяет их раз за разом, стремясь сэкономить энергию, благодаря бдительности и обойтись проверенными паттернами поведения.

Однако в оптимальном случае некоторые организмы должны иметь встроенную релейную систему, которая будет посылать им положительное подкрепление всякий раз, когда организм обнаружит что-то новое или создаст новую идею или шаблон поведения, независимо от того, получит ли он от этого пользу моментально или нет. Особенно важно будет сделать так, чтобы организм получал положительное подкрепление не только за полезные открытие, иначе он окажется очень уязвим перед будущим.

Ни один смертный творец не в состоянии предвидеть все ситуации, с которыми созданный им вид столкнется завтра, через год или через десять лет. Поэтому самой лучшей программой будет та, в рамках которой организм будет испытывать удовольствие всякий раз, когда откроет нечто новое, пусть даже это новое нельзя будет использовать сию секунду.

Изображение 4265566 с сайта Pixabay
Ну и соглашается с ними Лиза Фельдман Барретт ― доктор наук, профессор психологии, занимающаяся изучением мозга. В книге «Семь с половиной уроков о мозге»3 она пишет так:
Для людей возможность формирования различных способов мышления невероятно важна, потому что разнообразие имеет первостепенное значение для выживания вида. Одной из идей Чарльза Дарвина (что свидетельствует о его выдающейся проницательности) была идея о том, что многообразие — это необходимое условие для работы естественного отбора. Если окружающая среда радикально меняется, например существенно сокращается кормовая база или чрезмерно повышается температура воздуха, то вид, не отличающийся разнообразием, рискует исчезнуть с лица земли. У вида с большим разнообразием в случае катастрофы больше шансов остаться в живых. Выживут те существа, которые сумеют адаптироваться к новой среде. Принципы, которые обнаружил Дарвин, изучая разнообразие строения животных, применимы и к психической деятельности человека. Если бы мышление было одинаково у всех, то никто из нас, окажись мы в неблагоприятных условиях, вероятно, не выжил бы.

Наличие внутреннего конфликта формирует потребность творить

Но почему тогда креативность развита не у всех ― разве не все из нас хотят выжить? Михай Чиксентмихайи считает, что для проявления креативности должен возникнуть внутренний конфликт.
Творческий процесс начинается с того, что человек чувствует: где-то здесь есть загадка или задача, которую надо решить. Может быть, что-то пошло не так, где-то начался конфликт, возникло давление или неудовлетворенная потребность. Реакция на проблему может быть запущена личным опытом, влиянием коллег или общественными потребностями. Так или иначе, но пока человек не ощущает этого напряжение, пока оно не оттягивает не себя всю его психическую энергию, потребности в новом решении у него не возникает. Таким образом, без подобного рода стимулов творческий процесс вряд ли будет возможен.
О том, как стимулировать развитие творческого мышления у детей я писала здесь. А у взрослых здесь

Стремление к самореализации и успеху в обществе мотивирует действовать

Что же порождает этот конфликт? Кевин Эштон ― британский инженер, известный тем, что ввел термин «Интернет вещей» ― в книге «Как научить лошадь летать?»4 пишет о мотивации так:
Вопросы мотивации всегда сложны. Часто нами движет комплекс вещей, часть из которых нам известна, а часть нет. Психолог Роджер Очсе приводит восемь мотиваций для творчества:
  1. стремление к мастерству
  2. стремление к бессмертию
  3. стремление к деньгам
  4. стремление к признанию
  5. стремление к повышению самооценки
  6. стремление создавать прекрасное
  7. стремление доказать свою состоятельность
  8. стремление разобраться с мироустройством.
Полагаю, несостыковка желаемого с действительным в какой-то из этих сфер и приводит к возникновению внутреннего конфликта и дальнейшему креативу.
Изображение Ana Krach с сайта Pixabay
Некоторые из этих мотиваций – внутренние, а некоторые – внешние. Гарвардский профессор делового администрирования Тереза Амабиле занимается исследованием связи между мотивацией и творчеством. В начале исследований у нее была гипотеза, что внутренняя мотивация способствует улучшению продукта творчества, а внешняя, напротив, приводит к снижению его качества. В одном исследовании Амабиле попросила 95 человек сделать коллажи. Чтобы проверить влияние внешней оценки на творческий процесс, некоторых заверили, что пятеро выпускников факультета искусств Стэнфордского университета оценят их работы и опишут слабые и сильные стороны. Остальным участникам не сообщили никакой информации о том, что их работы будут как-то анализироваться. В действительности же группа экспертов рассмотрела коллажи на предмет соответствия различным критериям. Участники, знавшие об оценке, проявили куда меньше креативности, чем те, кто работал для себя. Люди, которые ожидали, что их труд оценят, также говорили, что не испытывали интереса к деятельности; их внутреннее стремление оказалось значительно сниженным.



Статья написана по материалам из книг

  1. Эстанислао Бахрах «Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно». Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021.
  2. Михай Чиксентмихайи «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений». Перевод и издание на русском языке, оформление ООО «Карьера Пресс», 2015.
  3. Лиза Фельдман Барретт «Семь с половиной уроков о мозге. Почему мозг устроен не так, как мы думали». Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2022
  4. Кевин Эштон «Как научить лошадь летать? Тайная история творчества, изобретений и открытий». Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021
Made on
Tilda