БЛОГ

Как развить творческое мышление у детей

О развитии мышления у детей
Творчество – это умение создавать новое. Оно бывает научное, техническое, литературное, художественное, и даже предпринимательское. Продолжать список можно долго, ведь творить можно в любой сфере.
Задатки творчества есть у каждого. А вот уровень развития зависит от количества приложенных усилий: от того, сколько задач в выбранной сфере ты решил; насколько разнообразными они были; сколько подходов к решению проблемы сделал.
Возьмем, к примеру, творчество Василия Кандинского – русского художника конца XIX – начала XX века, создателя техники абстракционизма. Глядя на его «Картину с белой каймой», кажется будто автор наспех набросал хаотичные пятна и линии. Но это не так.
Источник: https://www.wassilykandinsky.ru/work-30.php
Работа над картиной длилась больше пяти месяцев. За первым неудачным эскизом последовало еще двадцать. Наброски были на бумаге, картоне, холсте. Инструментами служили карандаши, акварель, гуашь из клея и пигментов, тушь. Для получения нужного цвета, художник смешивал до десяти пигментов. Мастер наносил цвета слоями от самого светлого к самому темному, не оставляя свободных мест. На протяжении пяти месяцев Кандинский продумывал каждый мазок.

Неоднократно автор прерывал процесс по причине недовольства результатом. Вот как он сам писал об этом: «Я лишь немного продвинулся в работе над белой каймой. От набросков было мало толку. Иными словами, я четко представлял отдельные формы, но все же не мог заставить себя написать картину. Это мучило меня. Через несколько недель я снова принялся за наброски, но опять почувствовал себя неготовым. Только по прошествии нескольких лет я научился проявлять терпение в такие моменты, а не разбивать холст о колено».

В процессе художник решил множество проблем (по-другому — творческих задач). Вот лишь некоторые из них.

  • Проблема: Как изобразить мимолетную эмоцию, «невероятно сильные впечатления, которые испытал в Москве, или, точнее, - впечатления о самой Москве»?
  • Решение: Ищите на картине.

  • Проблема: Какой грунт наложить?
  • Решение: Холст покрыт пятью слоями грунтовки. Это была смесь из цинка, мела и свинца. Художник не хотел использовать искусственный мел из гипса, поэтому специально для картины заказал природный, из окаменелостей возрастом 100 миллионов лет.

  • Проблема: Какие цвета использовать?
  • Решение: Кандинский смешивал до десяти пигментов для получения нужного оттенка. Например, пурпурный состоял из белого, киновари, черного, зеленого, двух оттенков желтого и трех тонов синего.
В результате Кандинский сделал двадцать набросков, каждый из которых отличался от предыдущего всего на один-два дополнительных элемента. Он написал 20 эскизов, и лишь 21-й стал окончательным вариантом.

Какие уровни развития творческого мышления существуют

Джеймс Кауфман и Рональд Бегетто — авторы модели 4K, выделяют четыре уровня креативности:

  • Мини К — это креативность, важная для субъекта - новая, личностно значимая интерпретация опыта, полученного во время выполнения различных заданий.
  • Малая К — креативность, которую ценят другие. Возникает, когда на предыдущем этапе была получена необходимая обратная связь. И совершены дальнейшие действия, результат которых могут оценить другие.
  • Про К — креативность, позволяющая достигнуть профессионализма в выбранной сфере. Для ее развития необходимы годы усилий.
  • Большая К — креативность, оставляющая след в истории. Она присуща выдающимся личностям. Ее развитие невозможно без прохождения предыдущих стадий.
И снова мы видим, что уровень развития творческого мышления зависит от количества приложенных усилий. Чем больше творческих задач решено, тем выше уровень креативности.

Что делать для развития творческого мышления у детей

Игорь М. Намаконов в своей книге «Кроссфит мозга» выделяет три составляющих креативного мышления:
  • Насмотренность
  • Методы генерации идей
  • Методы оценки.

Насмотренность – это накопленная база решений, которые можно копировать и использовать для решения подобных задач. Дизайнеры, фотографы, художники, архитекторы осознанно изучают работы коллег, чтобы формировать эту базу знаний. У мастеров ТРИЗ этот процесс называется «созданием картотеки».

Методов генерации идей также множество. Начиная от метода проб и ошибок, которым так или иначе пользуемся все мы. И заканчивая ТРИЗ, который предназначен для поиска прорывных, инновационных решений.

Методов оценки идей тоже немало. Но в конечном итоге все они сводятся к отсеиванию по двум критериям: оригинальность и практичность, т.е. применимость в реальной жизни.

Для формирования творческого мышления важно развивать и то, и другое, и третье. Вот конкретные действия, которые Вы можете совершать.

  1. Выберите сферу, в которой хотели бы развивать креативность ребенка. Это могут быть как традиционные направления: изобразительное искусство, музыка, хореография и т.п., так и те, творчество в которых раньше не признавалось. Например, креативность в решении жизненных задач.
  2. Регулярно знакомьте ребенка с решениями в этой области. Водите его на выставки, слушайте музыку, изучайте научные достижения и т.д. Нужно дать ребенку как можно более разнообразную информацию. Но главное – не переборщить. Изучить опыт всего человечества невозможно, поэтому советую поступить так. Выберите область, в который Вы хотели бы развивать креативность и основной акцент в формировании насмотренности делайте на ней. А параллельно, но с меньшей интенсивностью, изучайте опыт в смежных областях.
  3. Осваивайте методы и инструменты генерации идей. Наиболее проработанной методикой, подходящей для работы с детьми, сегодня можно считать ТРИЗ-педагогику.
  4. Вместе решайте как можно больше творческих задач.
  5. Учите оценивать идеи. Начните с поиска плюсов и минусов. Вначале всегда обсуждайте плюсы, и только потом аккуратно переходите на минусы.
И помните – творческое мышление формируется годами. Чем больше нестандартных задач решит Ваш ребенок, тем более креативным он станет.
Made on
Tilda