БЛОГ

«Противоречие» для детей: как правильно подавать информацию

О развитии мышления у детей

Недавно одна из коллег задала мне вопрос: «Как вы даете «Противоречие» (инструмент из ТРИЗ) детям?». В этой статье постараюсь дать развернутый ответ.

В данной статье рассмотрим:

Что такое «противоречие»
Зачем это детям
Как научить детей разрешать противоречия
Моя методика работы с детьми

Время прочтения ~ 5 минут

Что такое «Противоречие»

«Противоречие» — это модель описания ситуации, в которой выделены и желаемые, и не желаемые последствия изменения системы. Оно возникает в ситуациях, когда я хочу что-то сделать, но не могу, потому что у меня либо нет ресурсов, либо при реализации этого решения появляются нежелательные эффекты. Для лучшего понимания приведу пример.
Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на «западный» рынок самым экономичным способом — своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников… И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались в кровь от долгой дороги. Как быть? 1
1Сергей Фаер, Виктор Тимохов. Полцарства за идею! // Серия «Библиотека Мир 2.0». ― М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015Н
Изображение: сайт photographer.ru
В этой задаче поставщики гусей столкнулись с ситуацией: я хочу доставить гусей в Европу своим ходом, но не могу, потому что их лапки истираются в кровь. Это и есть противоречие.

Людям, не натренированным на решение задач инструментами ТРИЗ, такая ситуация видится тупиковой, т.е. не имеющей выхода. А вот в ТРИЗ «противоречие» — основной и очень сильный инструмент. Чтобы найти выход из подобных ситуаций мы особым образом формулируем задачу, предъявляя к системе, с которой имеем дело, противоречивые требования.

Например, в задаче про гусей, противоречие будет таким: гуси должны идти в Европу пешком, чтобы мы могли сэкономить на транспортировке, но гуси не должны идти в Европу пешком, чтобы не стирать лапки. Таким образом мы как бы говорим сами себе: «Нам нужно, чтобы гуси шли в Европу пешком, но при этом нам нужно, чтобы они не истирали лапки. Как этого достичь?». Подобная формулировка направляет наши мысли в то русло, где шансов найти удачное решение больше.

Для разрешения противоречий, т.е. нахождения выхода из тупиковых ситуаций, в ТРИЗ есть типовые приемы. Например, в задаче с гусями русские поставщики использовали принцип «посредника»: временно присоединили к объекту другой (легкоудаляемый) объект, выполняющий нужное действие. Перед дорогой гусей прогоняли по луже полужидкой смолы. На их лапках «нарастали» смоляные «калоши», и гуси могли спокойно идти. А если по дороге «калоши» истирались, тут же делали новую.

Зачем это детям

Противоречия — это ситуации, из которых мы не можем найти выход. В жизни они сопровождают нас повсюду. Научив детей разрешать противоречия, мы формируем у них навык выхода из проблемных ситуаций. А их во взрослой жизни, ой как много. Согласны?

Умение решать проблемы является одним из важнейших навыков, необходимых нам на протяжении всей жизни. Взрослая жизнь полна вызовов и неожиданных ситуаций, и способность находить решения в сложных обстоятельствах играет ключевую роль в нашем благополучии.

Когда мы приучаем детей к решению проблем уже с раннего возраста, мы помогаем им развивать критическое мышление, креативность и уверенность в себе. Эти навыки становятся основой их устойчивости — способности справляться с трудностями, адаптироваться к изменениям и преодолевать преграды.

Как научить детей разрешать противоречия

Хотя инструменты, используемые в ТРИЗ для детей, остаются теми же, что и для взрослых, способ их подачи играет важную роль и имеет свои особенности. Дело в том, что просто так, в чистом виде, детям нельзя давать абстрактные формулировки инструментов ТРИЗ, поскольку они могут показаться им сложными. Для того чтобы дети могли их понять, необходимо наложить эти формулировки на их жизненный опыт.

Сначала необходимо подготовить детский мозг, используя реальные ситуации из жизни, чтобы сформировать нейронные связи, которые впоследствии помогут детям освоить абстрактные концепции.

Моя методика работы с детьми

1. На первом этапе моей работы с детьми я учу их замечать противоречия. Для этого мы решаем множество открытых задач, где присутствуют противоречия. Я сама формулирую их (как в задаче с гусями), а затем прошу детей найти решения методом мозгового штурма. А типовые приемы разрешения противоречий даю в виде подсказок в ходе решения задачи.

2. Этот этап работы может продолжаться от одного до трех лет, в зависимости от возраста ребенка. Он довольно продолжительный, но именно на нем у детей формируется понимание сути противоречия.

3. Только после того, как у детей накопится практический опты решения подобных задач (и ближе к подростковому возрасту) я предлагаю детям знакомство с абстрактными формулировками "противоречий" и типовыми приемами их разрешения.

4. Такой подход способствует развитию "тризовского" мышления, позволяющего эффективно решать задачи (проблемы) через формулировку противоречий.

Моя методика работы заключается в том, чтобы предоставить детям множество практического опыта, на примерах которого в дальнейшем они могли понять суть «противоречия». Однако, это долгий процесс, который требует времени и систематической работы над материалом.

В Telegram-канале «Сильное мышление детям» я регулярно выкладываю упражнения, которые вы можете использовать для развития мышления у своих детей.


Подписаться на канал

Made on
Tilda