В ТРИЗ этот прием называется «Обратить вред в пользу», а расшифровывается примерно так:
- использовать факап для получения чего-то полезного
- устранить факап, сложив его с другими факапами
- усилить факап до такой степени, чтобы он перестал быть факапом.
Звучит расплывчато, поэтому покажу на примере.
Марк Эко – американский модельер, основатель и креативный директор Ecko Unlimited – придумал как-то кроссовки под названием «Язык». У этой модели язык был сделан из светоотражающего материала, который сразу бросался в глаза. Для рекламной фотосессии Марк пригласил Фреда Дерста – популярного металл-вокалиста. Но когда Фред увидел кроссовки, то прямо сказал: «Слушай, я люблю Ecko, но мне не нравятся эти кроссовки. Я не стану сниматься в них». Чем они ему не угодили история умалчивает, но, как бы то ни было, а фотосессия срывалась.
Тогда ребята и команды Марка немного подумали и предложили: «А как насчет паяльной лампы?» И вместо того, чтобы фотографировать Дерста обутым в новинку, сделали снимок, на котором тот сжигает кроссовки.
Так факап в виде неудачной модели кроссовок (читай - вред) был использован для создания креативной рекламы (читай - польза). Приглашенная знаменитость вместо традиционного решения фотографироваться в обуви, сжигает кроссовки и тем самым подчеркивает дух компании. Ecko Unlimited ассоциируется с культурой хип-хопа, а потому рекламная кампания с паяльной лампой понравилась ее аудитории.