БЛОГ

Обратить вред в пользу

О развитии мышления у взрослых
В одном Telegram-канале для продуктологов я однажды прочитала: «Попал в факап — подумай, как превратить его в трамплин. Именно этот навык отделяет крутых продактов от просто хороших». В ТРИЗ предлагаемый прием называется «Обратить вред в пользу». На двух примерах из бизнеса показываю, как он работает.

ИКЕА и сомнительное качество

В сентябре 1964 года ИКЕА была компанией, торговавшей по каталогу. Цены на ее мебель были самыми низкими, а вот качество ставилось под сомнение. Хоть простые шведы все чаще и делали выбор в пользу ИКЕА, профессионалы считали ее мебель низкосортной и безвкусной.

Марианн Фредриксон была журналисткой, писавшей для интерьерного журнала Allt i Hemmet. Собрав все негативные отзывы об ИКЕА, она решила сама проверить мебель на качество. В сопровождении опытного дизайнера, архитектора и фотографа она приехала в Эльмхульт, чтоб отобрать образцы. Ингвар Кампрад — основатель ИКЕА ― и его двоюродная сестра, отвечавшая за ассортимент, изрядно нервничали, наблюдая за ними из окна офиса. Оба узнали известную журналистку и по-настоящему испугались.

Группа экспертов отобрала мебель и предметы домашнего обихода от разных производителей по всей стране. При этом купленные образцы максимально походили друг на друга по дизайну и имели схожие функции. В Стокгольме была оборудована испытательная лаборатория. Часть помещений была заставлена мебелью ИКЕА, а часть — мебелью других производителей.

Первой поразила цена: комнаты конкурентов ИКЕА обошлись «покупателю» в три раза дороже. Но дальше – больше: тест на качество шокировал не только специалистов, но и широкую общественность. Шаг за шагом мебель от ИКЕА показывала лучшие результаты, чем более дорогая от известных производителей.

Больше других потряс результат испытаний стула ОГЛА. Он стоил в пять раз дешевле аналогов и при этом выдержал тест на прочность: устоял после 55 тысяч «приседаний», сделанных автоматом.

После оглашения результатов мебель от ИКЕА заполнила квартиры людей среднего класса, а все разговоры о якобы низком качестве прекратились. Таким образом, вред, проявившийся в форме сомнительной репутации, ИКЕА смогла обратить в пользу: компания кратно увеличила продажи.

Ecko Unlimited и неудачные кроссовки

Марк Эко – американский модельер, основатель и креативный директор Ecko Unlimited – придумал как-то кроссовки под названием «Язык». Название необычное, но обоснованное: язык кроссовок был сделан из яркого светоотражающего материала.

Для рекламной фотосессии Марк пригласил Фреда Дерста – популярного металл-вокалиста. Однако, когда Фред увидел кроссовки, то прямо сказал: «Слушай, я люблю Ecko, но мне не нравятся эти кроссовки. Я не стану сниматься в них».

Фотосессия грозилась быть сорванной, однако, ребята из Ecko быстро нашли выход: они предложили Фреду сжечь кроссовки паяльной лампой. Так вред в виде негативного отношения к кроссовкам, обратился в пользу — креативную рекламу, подчеркивающую дух компании.

А на тренинге «Генератор бизнес-идей» мы подробно изучаем этот и другие инструменты ТРИЗ для решения бизнес-задач. Оставить заявку на участие можно здесь

Фото на обложке: NeelShakilov с сайта Pixabay

Made on
Tilda