БЛОГ

Ценные дискуссии

О развитии мышления у детей

«А может они нас считают странными, а своя жизнь им кажется нормальной», - таким выводом завершила дискуссию Полина.


Не так давно мы решали задачи из «каменного века» и затронули тему современных примитивных народов (их, кстати, не так уж и мало). Я рассказала ребятам о сентинельцах из Индии, масаи из Африки и пираха из джунглей Амазонки.


Больше других заинтересовали сентинельцы – небольшое племя, около тридцати тысяч лет проживающее в полной изоляции на острове. Они охотятся, ловят рыбу, собирают моллюсков. Живут в хижинах по типу навеса, без стен и пола, а вместо крыши – листья. Непонятно, умеют ли добывать огонь, но известно, что у них есть способ сохранения тлеющих углей. Сельского хозяйства нет, зато есть три вида стрел – для рыбалки, охоты и … предупредительных выстрелов. О последних стоит рассказать подробнее.


Сентинельцы враждебны по отношению к любым незнакомцам, и перед тем, как позволяют подойти ближе требуют активной демонстрации мирных намерений. Неоднократно ученые пытались подбросить им «блага» цивилизации, но аборигены подходили к предметам с опаской, группами. Контакт приходилось прерывать всякий раз, как только сентинельцы начинали демонстрировать оружие. Все попытки ученых «познакомиться» закончились провалом. Экспедиция «National Geographic», например, была прервана, когда кинооператор получил ранение стрелой в бедро … И все это в XX веке.


Ребят удивила враждебность сентинельцев.

- А почему они не подпускают к себе ученых?

- А почему они обстреливают вертолеты из лука?

- А почему они не развиваются дальше?


Это вопросы, которые тут же возникли у ребят. Конечно, я не давала готовых ответов – мы рассуждали и искали их вместе. Вот выводы, к которым пришли дети.


- Не развиваются, потому что живут изолированно.

- Не подпускают ученых, потому что боятся.

- Боятся, потому что мы для них – что-то непонятное (только представьте себя на месте аборигена, ведь для него вертолет — это по меньшей мере НЛО, ну или хотя бы Змей Горыныч).


И это не просто выводы. Это начало осмысления непростых социальных вопросов. Например, что изоляция от людей – это путь к деградации. Что враждебность к другим – верный способ навредить себе. Что попытки доказать всем «свою правду» ограничивают. Я считаю это важным элементом развития, а потому приветствую подобные дискуссии на занятиях.

Made on
Tilda