БЛОГ

ТРИЗ для детей: развиваем креативность

О развитии мышления у детей
Креативность не рождается сама по себе ― процесс этот длительный. Человек креативный должен:
  • Обладать хорошей насмотренностью
  • Владеть разными техниками креатива
  • Быть способен объективно оценивать идеи.
Насмотренность — это набор знаний о том, что уже придумано, сделано, изобретено. То есть широкий кругозор. Чем он шире, тем лучше. О том, как формируется насмотренность на моих занятиях, я писала тут.
Владение техниками креатива — это использование приемов, подталкивающих мысли в нужное русло. Существуют разные методы: CRAFT, SCAMPER, латеральное мышление и др. Я использую ТРИЗ.
Умение объективно оценивать идеи — это способность из всего массива найденных вариантов выбрать рабочие, т.е. применимые на практике. В ТРИЗ идея считается эффективной, если затраты на ее реализацию ниже, чем полезный эффект. О том, как я учу детей оценивать информацию, писала тут.

Креативность формируется годами

По мнению Джеймса Кауфмана и Рональда Бегетто — авторов модели 4K ― существует четыре уровня креативности:
  • Мини К
  • Малая К
  • Про К
  • Большая К.
Мини К — это креативность, важная для субъекта. Это новая, личностно значимая интерпретация опыта, которая происходит во время учебы и выполнения задания.
Малая К — это креативность, которую ценят другие. Возникает, когда на предыдущем этапе была получена необходимая для развития обратная связь и совершены дальнейшие успешные действия, результат которых могут оценить окружающие.
Про К — это креативность, которая позволяет достигнуть профессионализма в выбранной сфере. Для ее развития необходимы годы усилий.
Большая К — это креативность, оставляющая след в истории. Она присуща выдающимся личностям, но ее развитие невозможно без прохождения предыдущих стадий.
Конечно, до уровня «Большая К» мы на занятиях не дорастем — для этого требуются годы самостоятельных усилий. Но вот заложить хороший фундамент для последующего выхода на уровень «Про К» сможем. Но только при условии полного прохождения трехуровневой системы развития мышления, которую я разработала:

Уровень 1: Развитие творческого воображения.
Уровень 2: Формирование насмотренности, развитие творческого воображение, подготовка к освоению инструментов ТРИЗ.
Уровень 3: Освоение инструментов ТРИЗ на уровне взрослых.

А это та же система, но с названиями тренингов для каждого уровня.
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3:
Если ваш ребенок пройдет их все, он сможет:
  • сам искать решения там, где другие не ищут
  • видеть решения там, где другие не видят
  • находить много вариантов решений
  • выбирать наиболее эффективные
  • выходить за рамки шаблонного, рамочного мышления
  • мыслить нестандартно.
И это тот результат, к которому я стремлюсь в работе детьми. Дайте знать, если хотите его достичь: напишите мне в WhatsApp или Telegram. Я свяжусь с вами, чтобы подобрать программу.
Made on
Tilda