Летом 2025-го я провела первый (тестовый) поток курса для педагогов. В статье рассказываю о том, как это было.
Как все начиналось
Получив ответы, поняла: педагоги хотели бы узнать о том, как встраивать упражнения на развитие мышления в свои уроки и могут ли они помочь сделать занятия не только полезными, но и интересными. А еще их интересовал мой опыт.
Скриншот результатов опроса в чате для педагогов
Мне хочется применять упражнения на развитие мышления в своей практике в школе. Дети сейчас плохо разговаривают, плохо отвечают на вопросы, с трудом находят нужную информацию в тексте, страдают воображение и память. Ответы на вопросы дают односложные, «пошевелить мозгами» им лень, не хочется. У меня 2-ой класс и вот, знаете, сегодня говорим о чем-нибудь на уроке, а на завтра они уже ничего не помнят. И получается, что нужно одни и те же вопросы повторять и повторять. К тому же, они и правильные вопросы не умеют задавать. Хочу, чтобы дети начали думать. Хочу понять, какие вопросы им задавать, чтобы запустить процесс мышления. Чтобы они развивались, думая. И сами находили ответы через размышления. Мне хочется, чтобы они думали и предлагали несколько способов решения какой-то ситуации. Пусть не такие, какие мы должны требовать в школе — вот пускай будет по-другому. Я это ценю, оцениваю по-своему и всегда хвалю. Я давала детям несколько ваших заданий. Им очень понравилось. И мне результат понравился. Но я в силу своей занятости не могу сама так готовить все уроки. Хотелось бы узнать приемы, которые Вы используете и научиться задавать детям вопросы, чтобы запускать у них мыслительный процесс.
Я веду развивающие занятия для дошкольников и младших школьников. И заметила такую закономерность. Приходят ко мне дети в 4-5 лет, мы с ними занимаемся, а потом они уходят в школу. И уже в первом классе, буквально через полгода, они как будто тупеют: не могут сделать то, что делали в шестилетнем возрасте. Я анализировала эту ситуацию, чтобы понять, почему так. И пришла к выводу, что в традиционных школьных программах все задания выполняются по образцу, вот дети и разучиваются думать. А мне важно, чтобы они мыслили, чтобы таких откатов не происходило.
Я понимаю, что детям сейчас не хватает самостоятельности мышления. Они очень привыкли делать, как сказано. Или сопротивляются, но по-своему все равно не делают. Хотела бы иметь набор инструментов и упражнений для развития критического мышления.
Мне нужно заинтересовать детей учебный материалом. Они сейчас такие, что включаются в работу только, когда им весело или интересно. А когда не интересно, я не могу удержать их внимание, не могу донести учебный материал. У детей нет мотивации к школьным урокам — хочу, чтобы она появилась.
Мне важно, чтобы дети говорили: умели рассказывать, пересказывать, выражать мысли чётко, ясно, красиво, могли рассуждать. Ведь мы готовим их не только к школе, но к жизни. А они не говорят. Оно и понятно: что они могут сказать, если мыслей нет?! Есть дети, которые рассуждают и говорят неплохо, а есть такие, из которых слова прямо вытягиваешь. Даешь им задание, а потом начинаешь намекать, намекать, наводящие вопросы задавать. Кто-то подхватывает быстро, но есть и такие, до которых ну явно «не доходит». Хотелось бы, чтобы с такими детьми занятия шли полегче, а с сообразительными ― просто интереснее. Хочу знать, какие вопросы задавать детям, чтобы хоть как-то спровоцировать их на размышления. Чтобы они из своего опыта хотя бы знания использовали и на их базе делали выводы.
Дети сейчас очень плохо говорят. Для меня первоочередная цель – сделать так, чтобы они могли говорить. Чтобы могли, не запинаясь, сказать хотя бы 10 предложений. Я работаю с дошкольниками и, например, предлагаю им рассмотреть элементарную сюжетную картинку, а потом задаю простые вопросы. И на вопрос «Что я вижу?» они говорят: «Маму, папу, собаку». А на вопрос: «Что делает собака?», отвечают: «Лает». То есть речь настолько неразвернутая, что это видится, как проблема. Я хочу поставить им грамотную, правильную, развернутую речь. И чтобы они не боялись говорить свои мысли.
Я ТРИЗ-педагог и стараюсь свои уроки делать интересными. Так, чтобы дети могли изученные инструменты сразу применять в своей жизни. Мне важно, чтобы они не просто послушали и пошли со своим делам, а, столкнувшись в своей жизни с какой-то проблемой, они вспомнили: «О! А мы же это на уроке проходили. Попробую-ка я это сделать». Но не всегда это получается. Зачастую дети, проучившиеся год, приходят на следующий, мы начинаем повторять пройденный материал, а у них просто напрочь пустые головы. Я говорю: «Ребят, мы же это проходили — мы в течение года несколько раз возвращаемся и повторяем основные инструменты. — Вспомните, вот, у нас такой инструмент был». Они, вроде бы и вспоминают, и применяют, а потом, бац и пустая голова. Может быть, я что-то упускаю. Можно как-то по-другому нужно закреплять эти знания. Или, может быть, какую-то мотивацию сделать, чтобы они связывали инструменты с реальностью. Я была у Вас на нескольких мастер-классах и мне очень понравились те задания, которые вы даёте. И задания, которые Вы публикуете в соцсетях, тоже. Мне нравится ход вашей мысли. Хочу научиться подбирать такие же интересные задания. И хочу иметь структурированный набор готовых упражнений от вас. Чтобы можно было брать и вставлять в свои уроки.
По образованию я учитель начальных классов, но уже больше 25-ти лет работаю в сфере доп. образования. Сейчас веду развивающие занятия с элементами ТРИЗ для дошкольников и младших школьников. Хотела бы научиться интегрировать инструменты ТРИЗ в разные предметы: литература, окружающий мир, биология, история. Хочу понять, как правильно строить урок, чтобы охватить все этапы. И чтобы это не было отдельными заданиями, а было именно в интеграции: так, как это делаете вы. Мне важно научиться искать сюжеты и проблемные ситуации, чтобы встраивать в них инструменты ТРИЗ. Хочу создавать упражнения, которые бы цепляли детей, были интересны. Еще мне хочется, чтобы в заданиях была связь с жизнью. Чтобы дети понимали, зачем им это надо. Чтобы они реально умели решать какие-то проблемные ситуации.
Я хотела бы посмотреть на ваши занятия изнутри, чтобы понять их структуру и логику построения. Чтобы вы поделились приемами, которые помогают поддерживать у детей мотивацию на занятия по ТРИЗ. Чтобы они хотели приходить на эти занятия. Потому что в будущем я хочу сама проводить подобные занятия. Хотела бы создавать свои курсы по развитию мышления. Причем не только для детей, но и подростков, и даже взрослых. Хотела бы посмотреть на ваши тренинги, чтобы понять, как вы их делаете.
Я веду развивающие занятия с использованием элементов ТРИЗ. Но по большей части «варюсь в собственном соку». Коллеги моей страсти к ТРИЗ не разделяют, говорят: «Да ну у тебя с твоим ТРИЗ-ом, не мешай. Есть программа, а дальше не лезь, голову детям не забивай». И мне не хватает человека, с которым я могла бы обсуждать вопросы по занятиям. ТРИЗ я учусь обрывочно — то там, то сям, — поэтому у меня нет понимания, как выстраивать занятия в единую систему. Не понятно, на каком этапе какие инструменты применять. Хотелось бы, чтобы у меня был некий алгоритм, по которому я могла бы идти в развитии мышления детей от дошкольного возраста до подросткового.
Как я разрабатывала курс
Коллеги, здравствуйте. Как и обещала, делюсь планами большого курса. Он будет состоять из трех больших блоков:
- Изучение теории с параллельной отработкой на практике
- Самостоятельное применение теории на практике
- Обратная связь по практике.
Первый блок самый насыщенный. На протяжении пяти недель мы будем изучать инструменты для развития трех видов мышления: креативного, системного и критического. Я покажу вам все типы упражнений из своего арсенала. В них будут упражнения как с использованием инструментов ТРИЗ, так и без них.
Но креативность ― понятие довольно абстрактное и часто не совсем понятно, как ее измерять. Какие мыслительные навыки приведут человека к тому, что он сможет придумывать что-то новое? В поисках ответа на этот вопрос, я обратилась к работам американского психолога Элиса Пола Торренса. Ведь он в свое время проанализировал структуру креативных способностей человека и предложил характеристики основных показателей творческого мышления. В них вошли «беглость», «гибкость», «оригинальность», «разработанность», «название» и «сопротивление замыканию». Я покажу вам, с помощью каких упражнений можно развивать их все.
Системное мышление мы будем учиться развивать инструментами ТРИЗ. О том, как развивать критическое мышление, я тоже расскажу.
Карта курса-практикума «Учим думать». Модуль 1
Второй блок – самостоятельная проработка полученных знаний. Здесь я предложу вам выполнить практическую работу. Вначале, опираясь на собственный опыт, расскажу:
- как разработать сценарий урока с использованием инструментов для развития мышления;
- как разработать план курса по развитию мышления у детей;
- как выстроить систему курсов для развития мышления у детей.
А потом вы уйдете на четыре недели, в течение которых самостоятельно будете разрабатывать свой проект: сценарий урока и/или план курса. Возможно, кто-то захочет разработать сценарий урока с использованием изученных инструментов, кто-то план своего курса по развитию мышления, а кто-то решится и на то, и на другое.
После этого мы соберемся еще на две недели, чтобы я могла дать вам обратную связь. А в завершение будет выпускной – теплая, дружеская встреча, во время которой мы обменяемся впечатлениями.
Если все сложится удачно, стартуем в июне. Так, чтобы к началу нового учебного года вы были свободны.
Запись презентации курса участникам чата «Для педагогов»
Как мы проходили курс
Обратная связь от участников после практикума и в комментариях к домашнему заданию
Обратная связь от Марины после практикума и в комментариях к домашнему заданию
Какого результата достигли
Обратная связь от Екатерины на выпускном
Эксперимент смело можно считать удачным, поэтому летом следующего года я планирую запустить следующий поток курса. Если вы в числе первых хотите узнать о старте продаж по самым выгодным условиям, оставьте свой e-mail