БЛОГ

ТРИЗ для детей: уходим от страха перед ошибкой

О развитии мышления у детей

Процесс начинается с того, что мы просто учимся говорить

Не физически, а без страха ошибиться. Ныне система образования такова, что в школе мы приучаем детей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию. Всё. Ни о каком развитии мышления там речи не идет. В таких условиях естественно, что дети научаются лишь обращаться к памяти, когда им задают вопрос. Если нужный ответ находится, успех в виде пятерки обеспечен. А если ответа нет, ребенок чувствует себя неудачником. Что подтачивает его уверенность в своих силах и приводит к страху перед ошибкой.

А ведь ошибки – это часть нашей жизни. Такая же неотменяемая, как сама эволюция. Часто ли в реальной жизни мы сталкиваемся с ситуациями, в которых точно знаем, как действовать, потому что готовый ответ уже лежит в нашей памяти? Мой опыт говорит: «Нет». Стандартная стратегия поведения в таком случае – пойти в Интернет и узнать, что делают другие. Таким образом мы пытаемся избежать ошибок: что сработало у одного, сработает и у другого. Прием неплохой, но неэффективный. Чужой опыт, конечно, изучать надо, но вот реализовать его точь-в-точь вряд ли получится. Потому как ситуация другая, ресурсы другие, да и готовность действовать у каждого своя. Вот и получается, что, боясь совершить ошибку, мы сами загоняем себя в тупик. Увидев, что чужой опыт к нам малоприменим, мы думаем, что решить проблему нельзя. А на самом деле – очень даже можно. Достаточно поискать решения с учетом наших возможностей и наших ресурсов.

Поэтому к решению нестандартных задач детей нужно приучать. При этом в процессе очень важно создать безопасную среду, в которой они могут свободно выражать свое мнение, ошибаться и при этом не бояться быть осмеянным, осужденным или неправым. Для этого в самом начале занятий я ввожу три правила:
  • Ответ только по поднятой руке
  • Запрет на критику ответов других детей
  • Все найденные решения должны быть экологичны: не наносить вред ни людям, ни животным, ни растениям. По крайней мере, мы к этому стремимся.

Еще один прием – волшебная фраза: «Может быть»

Поначалу, когда мы только начинаем работу, дети часто говорят мне: «Не знаю». Так срабатывает привычка искать правильный ответ в памяти. Я же в этот момент говорю: «Я тоже не знаю. Но может быть … (и предлагаю некую гипотезу)». Дальше я объясняю детям, что мы не стремимся искать верный ответ в памяти, наша задача – научиться предполагать, выдвигать гипотезы. Довольно быстро они понимают правила игры и начинают без страха перед ошибкой озвучивать варианты. А чего им бояться – это ведь не правильный ответ, а всего лишь предположение. Но волшебство в том, что, как только дети начинают предполагать, они тут же начинают выходить на контрольные ответы.

Недавно в чате для родителей я задала вопрос: «Дорогие мамы, чьи дети уже со мной, помогите, пожалуйста. Что вы цените в моих занятиях? Какие изменения в детях вас радуют? О чем вы рассказываете мужьям, бабушками, подругам?». Анастасия и Елена ответили так:
А после одного из открытых уроков Светлана написала вот что:
А это результаты после одного-двух лет регулярной работы:
То есть страх перед ошибкой действительно уходит. А наряду креативностью у детей развивается и несколько коммуникативных навыков:
  • Умение свободно выражать свое мнение
  • Готовность выслушивать разные точки зрения
  • Способность аргументировать свою позицию.
И мамы это подтверждают.
Если для вашего ребенка актуально развитие способности свободно выражать свое мнение, напишите мне в WhatsApp или Telegram. Я свяжусь с вами, чтобы подобрать программу.