Необходимость выжить ― одна из причин развития творческого мышления
На сегодня наиболее точный критерий в определении периода, когда мы стали людьми, ― создание орудий. Отправившись в путешествие к истокам, мы выясним, что 2,6 миллиона лет назад наши предки царапали камни и разбивали их. Мы изготовляли каменные топоры размером с ладонь. С тех пор наш мозг увеличился в три раза. Через миллион лет после этого мы использовали все те же каменные топоры, только начали заострять их, ударяя о другие камни. Знаменитый Homo sapiens формировался как вид 300 000 – 250 000 лет назад. В этот период развивалась префронтальная кора головного мозга. Затем произошло нечто необыкновенное: 40 тысяч лет назад мы начали разрисовывать камни. Делать скульптуры и изготавливать украшения. Почему произошла такая резкая перемена? Большинство ученых видят причину в изменениях климата, сказавшемся на выживании видов. Племя наших первых предков из Восточной Африки насчитывало около 2 000 человек. Сто тысяч лет спустя нас уже 7 миллиардов. Такой рост популяции объясняется в теории тем, что мы не боролись с неблагоприятными климатическими условиями, а приспосабливались к ним. Нам не нужна была постоянная среда обитания, одно-два места, как у других видов. Вместо этого мы заселили всю землю. Те, кто не мог решить проблемы среды обитания или быстро учиться на ошибках, жили недостаточно долго для того, чтобы передать свои гены потомству, как и те, кто не помогал другим членам клана.
Представьте, что вам нужно создать живой организм, который будет иметь максимальную возможность выжить в таком сложном, непредсказуемом мире, как Земля. В этот организм нужно встроить механизмы, с помощью которых он сможет противостоять как можно большему числу внезапных опасностей и как можно продуктивнее использовать открывающиеся возможности. Как это устроить? Конечно же, вы создадите организм, который отличается консервативностью, вычленяет наилучшие решения из прошлого опыта и повторяет их раз за разом, стремясь сэкономить энергию, благодаря бдительности и обойтись проверенными паттернами поведения.
Однако в оптимальном случае некоторые организмы должны иметь встроенную релейную систему, которая будет посылать им положительное подкрепление всякий раз, когда организм обнаружит что-то новое или создаст новую идею или шаблон поведения, независимо от того, получит ли он от этого пользу моментально или нет. Особенно важно будет сделать так, чтобы организм получал положительное подкрепление не только за полезные открытие, иначе он окажется очень уязвим перед будущим.
Ни один смертный творец не в состоянии предвидеть все ситуации, с которыми созданный им вид столкнется завтра, через год или через десять лет. Поэтому самой лучшей программой будет та, в рамках которой организм будет испытывать удовольствие всякий раз, когда откроет нечто новое, пусть даже это новое нельзя будет использовать сию секунду.
Для людей возможность формирования различных способов мышления невероятно важна, потому что разнообразие имеет первостепенное значение для выживания вида. Одной из идей Чарльза Дарвина (что свидетельствует о его выдающейся проницательности) была идея о том, что многообразие — это необходимое условие для работы естественного отбора. Если окружающая среда радикально меняется, например существенно сокращается кормовая база или чрезмерно повышается температура воздуха, то вид, не отличающийся разнообразием, рискует исчезнуть с лица земли. У вида с большим разнообразием в случае катастрофы больше шансов остаться в живых. Выживут те существа, которые сумеют адаптироваться к новой среде. Принципы, которые обнаружил Дарвин, изучая разнообразие строения животных, применимы и к психической деятельности человека. Если бы мышление было одинаково у всех, то никто из нас, окажись мы в неблагоприятных условиях, вероятно, не выжил бы.
Наличие внутреннего конфликта формирует потребность творить
Творческий процесс начинается с того, что человек чувствует: где-то здесь есть загадка или задача, которую надо решить. Может быть, что-то пошло не так, где-то начался конфликт, возникло давление или неудовлетворенная потребность. Реакция на проблему может быть запущена личным опытом, влиянием коллег или общественными потребностями. Так или иначе, но пока человек не ощущает этого напряжение, пока оно не оттягивает не себя всю его психическую энергию, потребности в новом решении у него не возникает. Таким образом, без подобного рода стимулов творческий процесс вряд ли будет возможен.
Стремление к самореализации и успеху в обществе мотивирует действовать
Вопросы мотивации всегда сложны. Часто нами движет комплекс вещей, часть из которых нам известна, а часть нет. Психолог Роджер Очсе приводит восемь мотиваций для творчества:
- стремление к мастерству
- стремление к бессмертию
- стремление к деньгам
- стремление к признанию
- стремление к повышению самооценки
- стремление создавать прекрасное
- стремление доказать свою состоятельность
- стремление разобраться с мироустройством.