БЛОГ

Метод фокальных объектов

О развитии мышления у взрослых

В последние время мир сталкивается с быстрыми изменениями и глобальными вызовами, требующими новых подходов к решению проблем и генерации идей. В таких условиях беглость, гибкость и оригинальность мышления необходимы уже не только представителям творческих профессий, но и всем желающим адаптироваться к новым условиям. Метод фокальных объектов (МФО) — это инструмент активизации творческого мышления и поиска нестандартных идей, однако его можно использовать и для развития способности придумывать новое и необычное.

В данной статье рассмотрим:

Описание метода
История возникновения
Основной принцип и методология
Применение на практике

Время прочтения ~ 5 минут

Что такое метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО), также известный как метод случайных объектов, представляет собой технику генерации инновационных концепций и свойств для предмета исследования путем интеграции характеристик произвольно выбранных сторонних объектов. Фундаментом данного подхода служат ассоциативное мышление и эвристический потенциал спонтанности.

История возникновения

Профессор Берлинского университета Фридрих Кунце впервые разработал данный метод в 1926 году, назвав его "методом каталога". В 1958 году американский исследователь Чарльз Вайтинг, заинтересовавшись работой Кунце, ввел термин "фокальные объекты", подразумевая, что улучшаемый объект находится в центре переноса характеристик.

Интересно, что схожую методику предложил Эдвард де Боно, эксперт по латеральному мышлению, под названием "случайное слово".

Этот метод был создан для преодоления шаблонности мышления, стимулирования творческого потенциала и способности создавать инновационные решения.

Применение характеристик посторонних объектов к изучаемому предмету часто приводит к эффективным решениям, предлагая нестандартный взгляд на проблему. Данный метод отличается простотой и универсальностью использования. Дополнительным достоинством МФО является его способность стимулировать развитие ассоциативного мышления.

Основной принцип метода

Главными достоинствами данного подхода являются его неограниченный потенциал для обнаружения нестандартных решений проблем и доступность применения. Методика базируется на использовании случайных ассоциаций и эвристических элементов, что открывает новые перспективы в решении сложных задач. Изначально методика разрабатывалась для конструкторских отделов, стремившихся улучшить потребительские товары в условиях рыночной борьбы.

Основной принцип заключается в том, что свойства случайных объектов переносятся на совершенствуемый элемент, который становится фокусом этого процесса, отсюда и его название.

Фокальный объект, находящийся в центре внимания, подвергается улучшению путем интеграции характеристик произвольно отобранных элементов.

Применение на практике

Для генерации идей при создании необычного объекта и в целях тренировки оригинальности мышления нужно придерживаться простого алгоритма действий.

  1. Выберите два объекта: один — тот, который нужно изменить, второй ― тот, свойства и характеристики которого вы будете использовать.
  2. Перечислите как можно больше свойств второго объекта, чтобы «наложить» их на первый и поймать идею о том, как это могло бы выглядеть.

Пример

Допустим, мы хотим придумать необычную вазу. Выберем из окружающей среды любой объект (в изначальном варианте объекты искали в каталогах, которые в те времена пользовались популярностью) и «наложим» его свойства на вазу.
Допустим, мы выбрали лампочку.

— Вначале назовем как можно больше ее характеристик. Для этого зададим себе вопрос: «Лампочка — она какая?».

— Запишем все характеристики:
  • прозрачная
  • хрупкая
  • теплая
  • светящаяся
  • электрическая
  • греющая и т.д.

— Последовательно «наложим» эти свойства на вазу. Для этого зададим вопросы:
  • как могла бы выглядеть ПРОЗРАЧНАЯ ваза?
  • как могла бы выглядеть ХРУПКАЯ ваза?
  • как могла бы выглядеть ТЕПЛАЯ ваза?
  • как могла бы выглядеть СВЕТЯЩАЯСЯ ваза?
  • как могла бы выглядеть ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ваза?
  • как могла бы выглядеть ГРЕЮЩАЯ ваза?

— Представляем, как это могло бы выглядеть и делаем эскиз. При этом будет лучше, если для одного и того же «накладываемого» свойства вы придумаете не один, а несколько вариантов.
Примечание

Не выбирайте в качестве второго объекта технические системы: компьютеры, телефоны и т.п. устройства так любимые детьми. У них очень мало интересных характеристик, которые можно было бы использовать для создания оригинального объекта.

Заключение

Михай Чиксентмихайи — американский психолог, изучавший вопросы счастья, креативности и субъективного благополучия ― писал о генерации идей так:
«Пожалуй, можно сказать, что в системе, связанной с креативностью, обладатель беглого, гибкого и оригинального мышления скорее окажется способен предложить новую идею».
Метод фокальных объектов ― хороший инструмент для тренировки и развития оригинальности мышления. Используйте его, чтобы стать способным находить новые, нестандартные решения в разных областях.

Больше примеров практических упражнений метода фокальных объектов вы найдете в моем Telegram-канале «Маркетинг и ТРИЗ: секреты креатива»


Подписаться на канал