А зачем взрослому человеку вообще развивать мышление?

Глобально — чтобы быть способным справляться с жизнью. Локально – чтобы успешно решать свои личные и рабочие задачи. Ведь тонкий момент в мышлении большинства из нас – это склонность неосознанно и автоматически избегать принятия решений. Уклоняться от них в самых разных вопросах: как в сложных, так и в простых. Даже если обстоятельства складываются не лучшим образом и доставляют нам массу неудобств.

Например, в одной успешной детской театральной школе сложилась такая ситуация. Несколько раз в год ее коллективу нужно продавать родителям билеты на концерты, в которых участвуют их дети. Специально выделенного «кассира» нет, а потому этим вопросом вынуждены заниматься педагоги.

А теперь давайте представим себя на месте одного из них. Перемена. Дети с шумом заходят в кабинет. Преподаватель готов к работе и настроен на максимальное вовлечение ребят в рабочий процесс. Двери закрываются — начался урок.  Дети в сборе, однако один еще болтает с приятелем, второй витает в облаках, третий вроде бы и готов заниматься, но общий настрой группы не позволяет. Педагог прилагает усилия, чтобы собрать внимание детей. Он знает множество приемов и вскоре ему это удается. Работа началась, но тут раздается стук в дверь. Заглядывает родитель — ему нужны билеты. Педагог отрывается от занятия и ведет переговоры с родителем. А внимание детей тем временем рассеялось и нужно его снова собирать. А если родитель стучится в один из кульминационных моментов? Например, репетиции сложной сцены. Думаю, последствия легко себе представить.

Можно, конечно, и на перемене выдавать билеты. Но вообразите — педагог идет по коридору, мимо бегают и веселятся дети, ему еще нужно заскочить в учительскую, а тут неожиданно его «вылавливает» родитель, подает деньги и просит билет. А ведь для того, чтобы передать билет при себе нужно иметь планировку зала, сдачу, знать наличие свободных мест и к тому же записать кому и в каком количестве проданы билеты. И все это в суете перерыва, ограниченного по времени. Опять неудобства.

Если представить, что продать нужно порядка 600 билетов и весь процесс существенно растянут во времени, то становится очевидной проблема, снижающая эффективность обоих действий: и обучения детей, и продажи билетов. Конечно, сотрудники школы неоднократно пытались изменить ситуацию, но на протяжении многих лет улучшений не происходило.

До тех пор, пока однажды сами педагоги не обратили на проблему чуть более пристальное внимание. Для этого они особым образом описали ситуацию, выделили в ней нежелательные эффекты, сформулировали цель, которую нужно достичь и обозначили ограничения. Подобные действия практически моментально перевели ситуацию из разряда проблем в категорию задач. И приемлемое решение было найдено в течение десяти минут.

Только задумайтесь – проблема долгие годы вызывала досадные чувства у людей, а решить ее удалось всего за 10 минут! Об эмоциях, которые при этом испытали сами педагоги легко догадаться. Здесь были и радость, и удивление, и облегчение.

Один из моих взрослых учеников частенько говорит: «В суете рабочих будней мы бегаем по кругу и не даем себе возможности остановиться — сделать паузу, чтобы просто подумать. Ведь вот как обычно мы решаем рабочие вопросы? Появилась проблема и мы тут же принимаемся что-то делать. Это что-то мы делаем и делаем, но нужного результата почему-то не достигаем. Сами того не осознавая, мы постоянно «вертимся как белка в колесе. А нужно иногда остановиться и принять осознанное решение, а не автоматическое».

Развивая продуктивное мышление, мы учимся «останавливаться». Становимся способными переводить проблемы в задачи. Не уклоняться от них, а решать. Делать это не автоматически, а осознанно. Четко понимать цель и видеть множество вариантов ее достижения. Разве это не весомые аргументы за развитие мышления у взрослых людей? Как вы считаете?