Тогда я только-только вышла на работу из декретного отпуска. И обнаружила в своем отделе нового сотрудника. Так часто случается – однажды ты уходишь из коллектива и думаешь, что ненадолго. Вроде как «за хлебом сбегать». В отлучке ты думаешь, что там все по-прежнему, вспоминаешь «старые добрые» времена, в мечтах представляешь предстоящую встречу … А вернувшись, понимаешь, что и место совсем уже не то, и люди другие, да и атмосфера кардинально изменилась.

Так вот, тем сотрудником была женщина. Лет сорока. Обычная на вид, но немного нервная, как мне тогда показалось. Работала дисциплинированно и даже усердно. Со многими была мила и приветлива. Помню очень старалась всем чем-то помочь. Но вот только почему-то результатами ее работы начальство было очень недовольно. «Почему?» —спрашивается. Человек ведь работает, вовремя выполняет все задачи, дедлайнов не срывает … Ответ на этот вопрос я узнала, когда ее уволили. Вы наверняка знаете как в нашем отечестве принято увольнять по собственному желанию?..  Для нее это стало «громом среди ясного неба». Вернувшись «с ковра» она долго и старательно рвала все ненужные оборотки, видимо, служившие ей бумагой для записи. Проживаемых в тот момент эмоций особо не показывала, но все мы явно их ощущали. Так, будто и сами их испытывали.

Получая трудовую книжку в отделе кадров, проговорилась: «Говорят:«Недостаточно хорошо выполняла поставленные задачи»». И в сердцах добавила: «Как задачи ставили, так и выполняла!..»

Часто ли вы сталкиваетесь с тем, что задача имеет нечеткие, расплывчатые условия? Вам вроде как обрисовали ситуацию, а что нужно делать так до конца и не понятно. Сколько уточняющих вопросов вам приходится задавать, чтобы все-таки понять, что от вас требуется? Сколько недоразумений и недовольств возникает, когда вы сделали не то, что от вас ожидали? А думали ли вы над тем, насколько убыточно для бизнеса подобное взаимодействие между сотрудниками? Реальность такова, что большинство из нас не умеет правильно формулировать и ставить бизнес-задачи. Так, чтобы сразу стало очевидно в каком направлении двигаться, чтобы достичь желаемого.

Создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер писал: «Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу … В школе и вузе будущий инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. Если в условиях сказано, что даны А и Б и найти надо Х, это значит, что найти надо именно Х и что приведенные данные (А и Б) достоверны и вполне достаточны. В изобретательской задаче все иначе: в процессе решения может выясниться, что надо не Х, а Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г. Поэтому первые встречи с изобретательскими задачами порождают недоумение и неуверенность в том, правильно ли они сформулированы, конкретно ли поставлены и т.д. На самом деле правильно сформулированных изобретательских задач не бывает. Если абсолютно правильно сформулировать изобретательскую задачу, она перестает быть задачей: ее решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющемся уровне науки и техники».

«При чем здесь изобретательство?» — спросите вы. Да при том, что в бизнесе все то же самое: правильно сформулированная задача практически обеспечивает ее успешное выполнение. И существенно продвигает к достижению нужного результата.

Вчера поэтому мы и учились правильно формулировать бизнес-задачи. И как сказала одна из участниц: «Становится все интереснее и интереснее …