Бизнес-туры – это польза или вред? Как вы считаете?

… Раннее утро – готовлюсь к новому дню. Сигнал WhatsApp информирует о входящем сообщении. Буднично беру в руки телефон и удивляюсь – пишет бывший руководитель. Странно, — думаю я. – Наши дороги разошлись год назад. Что бы это значило?

— Анна, доброе утро. Как поживаете?

— Доброе утро. Спасибо, все в порядке.

— Трудитесь?

— Не без этого.

— Не хотите вернуться к нам?

— Ммм ?!.. (этого я, конечно, не писала)

— А в чем дело – почему такой вопрос?

— Предлагаю встретиться …

Побеседовав с бывшим начальником, поняла – руководство побывало в одном из бизнес-туров, впечатлилось результатами и решило повторить изученный опыт у себя. Задача была интересная, а потому уже через пару месяцев я снова работала в компании и непосредственно участвовала в апгрейде.

Вначале все, конечно, были воодушевлены и полны энтузиазма. Это и понятно – всем хотелось, чтобы и у нас получилось так же здорово. Однако очень скоро посыпались вопросы, на которые у нас не было ответов. Здесь было и сопротивление изменениям со стороны сотрудников, и неготовность к быстрой реакции на недовольство покупателей, и несогласованность в работе подразделений … В общем, много чего. Однако не стоит думать, что все дело в плохой организации. Вовсе нет – компания крепко и достаточно успешно стоит на ногах. Здесь, по-моему, я стала свидетелем проявления так называемой «систематической ошибки выжившего» — ошибки отбора, когда по одной группе объектов («выжившим») данных много, а по другой («погибшим») — практически нет. В результате чего исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших».

Нас притягивают истории успеха – они зачаровывают, вдохновляют и заставляют думать, что мы можем повторить пройденный кем-то путь. Однако, поддавшись очарованию, мы склонны видеть одни лишь достоинства и не замечать недостатков. По моему — сугубо личному — мнению это состояние сродни влюбленности. А она, «по словам» Wikipedia, сопровождается сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта обожания.  Применительно к историям бизнес-успеха, искажение как раз и заключается в совершении той самой «ошибки выжившего» — мы склонны видеть лишь положительные результаты проекта, и не замечать отрицательных. Хотим верить, что путь изучаемой компании был легок и увлекателен, и не задумываемся, что и у нее было немало трудностей и преодолений. Словом, стремимся найти «волшебную пилюлю», которая одним разом приведет нас к цели. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое. Это данность, о которой нам стоит знать. И учитывать при изучении чужого опыта.

Так полезны бизнес-туры или вредны? Конечно, полезны. Перенимая опыт других людей или компаний, мы накладываем его на свой бизнес, ищем ответы на свои вопросы, узнаем о новых инструментах и практиках. Однако, при этом очень важно не забывать, что за каждым успехом стоит множество примеров неуспеха. На каждого гиганта вроде Apple или Google приходятся тысячи менее крупных и не столь успешных компаний. На каждого из них приходятся тысячи компаний, которые уже не существуют, поскольку потерпели крах. На каждую из этих бывших компаний приходятся тысячи стартапов, которые так и не выросли в бизнесы. Какой бы «принцип успеха» мы ни извлекали из опыта успешных компаний, окажется, что тысячи неудачливых фирм его и придерживались. В общей массе бизнес-историй образцов успеха гораздо меньше, чем примеров неуспеха. Однако они резонансны и у многих на слуху. Неудач же гораздо больше, но они часто остаются незамеченными.

Поэтому изучая чужой опыт, нужно все это понимать. За демонстрацией плюсов разглядывать минусы. Выстраивать причинно-следственные связи. Изучать истории неуспеха. Словом, уметь объективно оценивать действительность, а это значит — иметь развитое критическое мышление.