Почему мы боимся ошибок?

Тогда мне было лет пять или шесть – точно не помню. Как не помню и провинности (читай – ошибки) за которую меня наказали. Зато отчетливо помню, как стояла лицом в угол и отчаянно боролась со слезами, обидой, застрявшей где-то в самом основании шеи, и непониманием причин происходящего. Я так и не поняла за что была наказана, зато на всю жизнь сохранила в памяти ощущения, которые при этом испытывала.

Или вот еще случай. Уже в пионерском лагере. Мне лет девять-десять. Я стою у автобуса в окружении сверстников. Смена завершилась, и мы собираемся ехать домой. Неожиданно к нам подходит воспитатель другого отряда – детей из детского дома.

— Ребята, кто хочет взять домой котенка? Он приблудный и только мешает нам – гадит. — Тишина – никто не решается взять без разрешения родителей.

— Я возьму!!! – Мне хватило мгновения, чтобы сердобольное детское сердце откликнулось на призыв о помощи маленькому созданию. Еще мгновение и детское сердце забилось с утроенной силой, когда в руках очутился теплый и пушистый комочек. Минут через пять объявили об отправке автобусов. Я села и только сейчас заметила, что детдомовцы смотрят на меня с едва скрываемой ненавистью. Отправляемся и через пару секунд смачный плевок летит в сторону нашего автобуса.

— За что? Я ведь помогла вам – забрала котенка, который вам мешал! — Как я потом догадалась, мешал он не детям, а воспитателю … И снова внутренняя боль и досада от совершенной ошибки. (Хотя не знаю — моей ли была эта ошибка).

С моей дочерью случилась другая история. Во втором классе она вдруг резко стала бояться ошибок. Это было странно — раньше я такого за ней не замечала. Я раз за разом говорила ей, что совершать ошибки нормально, ведь через них мы растем. Но дочь оставалась непреклонной – она соглашалась с моими доводами, но при этом вся была будто зажата в комочек. Я не очень долго искала причину происходящего – она лежала на поверхности. Во втором классе в школе начинают ставить отметки. Раньше учеба давалась дочери легко — она живо интересовалась окружающим миром, хорошо разбиралась в математике, любила рисовать, глубоко рассуждала на разные темы. А тут вдруг оказалось, что ее темп и способ обучения не подходят под стандарты школы. (Для тех, кто не в курсе – двойки в современной системе образования ставят «направо и налево») …  

В жизни каждого из нас немало историй, связанных с ошибками. И воспоминания о них, как правило, сопровождаются внутренней болью от наказания за «неправильно» совершенное действие.

Развивая продуктивное мышление, я работаю и со взрослыми, и с детьми. Так вот – в самом начале в начале нашей работы и те, и другие бояться показаться глупыми, сказать что-то невпопад, совершить ошибку. Некоторые даже просто что-то сказать бояться. И я не могу сказать кто больше: дети или взрослые? На старте мне всегда приходится прилагать немало усилий, чтобы показать — «здесь» безопасно, с нами можно и нужно совершать ошибки. Почему? Да потому, что только так мы можем двигаться, идти вперед и развивать креативное мышление. Наказания за ошибки тормозят, а порой и вовсе останавливают нас в развитии. Мы становимся крайне чувствительны к чужому мнению. Что опять же не стимулирует нас на поиск нестандартных решений.

Я солгу, если скажу, что сама не боюсь ошибок. Нет, конечно, я росла и живу в тех же самых условиях, что и другие. Однако, однажды я услышала одну очень запомнившуюся мне фразу: «Чтобы двигаться вперед, нужно научиться «жевать стекло»». Вот я и учусь. А в работе с учениками делаю все, чтобы они не боялись высказывать любые, даже самые фантастичные идеи решения их жизненных и бизнес-задач. И ничего страшного, что некоторые из них будут нереализуемы на практике. Потому что чуть позже я учу их самостоятельно оценивать оригинальность, практичность и экологичность своих идей. Так они не только развивают креативное мышление, но и тренируют критическое. И, заметьте, в этом подходе нет наказаний за ошибки. Вместо них есть система, настроенная на развитие навыков самостоятельной оценки идей, решений, последствий и рисков.

Ведь в конечном итоге не существует правильных или неправильных решений. Есть оптимальные и неоптимальные. Причем в каждом конкретном случае степень оптимальности зависит от множества факторов – цели, которой мы хотим достичь, нежелательных эффектов, которые нужно устранить, ресурсов, которые есть в нашем распоряжении. Так не лучше ли научить человека самостоятельно оценивать все эти факторы и позволить ему самому принимать решения? Чем говорить ему что верно, а что ошибочно.

P.S. Зона принятия ответственности за решения зависит от возраста человека. И в каждом возрасте она должна быть своя. Но быть обязательно!