ПЕРВАЯ ДОРОГА

Как я уже говорила, по образованию я инженер-педагог, экономист и  маркетолог. А на стыке — сертифицированный ТРИЗ-педагог. Отлично, — можете подумать вы — но какое это имеет отношение к мышлению? Не торопитесь — если наберетесь немного терпения, то вскоре увидите, что самое прямое. Не буду рассказывать всю мою историю. Начну момента, когда я стала работать в бизнесе.

В маркетинг я пришла в 2006 году, вдохновившись идеями и философией бизнеса Филипа Котлера. В его книге «Основы маркетинга» я прочитала о том, что «…хороший маркетинг – это нечто большее, нежели рекламный ажиотаж и громкие обещания. Хороший маркетинг – это постоянное предоставление покупателям реальной потребительской ценности».

В то время мне было чуть больше двадцати лет и эта мысль сильно будоражила мое воображение. Тогда, как, впрочем, и сейчас, я была очень воодушевлена идеей помогать бизнесу и покупателям «встречаться». А потом устанавливать «долгое и взаимовыгодное сотрудничество». И маркетинг, как мне тогда казалось, предоставлял эту возможность. Вот высказывание Котлера, дававшее мне основание в это верить.

«Некоторые полагают, что маркетинг – это всего лишь реклама и продажа. И неудивительно: каждый день на нас обрушиваются сотни телевизионных рекламных роликов, объявлений в газетах, рекламных писем и сообщений о распродажах. Однако продажа и реклама – это только верхушка маркетингового айсберга. Хотя эти два компонента очень существенны, они не более чем составные части, к тому же зачастую не самые важные.

Целью современного маркетинга является не продажа по принципу «не обманешь – не продашь», а удовлетворение потребностей клиентов. Продавать можно только то, что произведено. А маркетинг начинается задолго до того, как у компании появляется готовый продукт. Маркетинг – это своеобразная домашняя работа менеджеров, которую они проделывают для того, чтобы постичь потребности людей, […], и определить возможности компании по их удовлетворению, с учетом ее интересов. Маркетологи продолжают работать со своим товаром на протяжении всего его жизненного цикла. Они пытаются найти новых потребителей и удержать уже существующих, улучшая его потребительские свойства, используя для этой цели отчеты о продажах и обратную связь с потребителями. Если специалист по маркетингу немало потрудился над тем, чтобы понять потребности клиента, создал товар, который предоставляет собой высшую потребительскую ценность, назначил разумную цену, правильно распространил товар и эффективно его рекламировал, то продать такой товар будет очень легко».

Вот так. Ни много ни мало.

За 13 лет, работая в разных компаниях и на разных должностях, я освоила науку изучения рынков и потребителей, выявления их потребностей, аналитику продаж, оценки эффективности рекламных кампаний, замер удовлетворенности покупателей, модели и способы сегментации, много работала над продвижением, возвращала «уходящих» и «потерянных» клиентов, и даже немного поучаствовала в стратегии создания «голубого океана» … И все это время я постоянно училась. Экономике, маркетингу, психологии … И старательно пыталась применить полученные знания на практике. Как вы думаете – успешно?

Нет, далеко не всегда. Поначалу я думала, что мне не хватает информации о каких-то инструментах маркетинга. Поэтому шла учиться. Получала новые знания и снова пыталась применить их на практике. Что-то, конечно, «приживалось» и приносило пользу компаниям, в которых я работала. Но большая часть полученных знаний так и оставалась невостребованной. Почему?

Я могла бы перечислить несколько причин, но ограничусь одной и самой, на мой взгляд, важной. Я переносила методики, инструменты и алгоритмы маркетинга, описанные в каком-нибудь бизнес-кейсе, в совершенно другие условия, и надеялась получить результат, ранее полученный кем-то и когда-то. Как я теперь понимаю, в этом и была основная загвоздка. Потому что на рынке не бывает двух совершенно одинаковых задач. Как минимум потому, что у компаний разные ресурсы, разные внешние обстоятельства, разные потребители и вообще все разное, даже если они и работают в одной нише. А из этого следует, что каждую бизнес-задачу в каждой отдельно взятой компании нужно решать по-своему. То есть учитывая свои исходные данные и свои цели. И каждый раз искать новые и, возможно, еще несуществующие варианты решения. А этому навыку – креативному решению бизнес – задач — к сожалению, не учат ни в одной известной мне бизнес-школе. Напишите мне, пожалуйста, если я ошибаюсь.

Так вот, в какой — то момент своей жизни я четко осознала, что все мои знания будут бесполезны, если я не найду способа их применения на практике. А я, надеюсь вы помните, действительно хотела помогать бизнесу и покупателям. Таким образом, не сразу, а постепенно — шаг за шагом — я и пришла сначала в ТРИЗ-педагогику, а затем и к идее создания проекта «Сильное мышление». О том, как это было читайте дальше …