«ДИВАННЫЙ КРИТИК» vs «ЧЕЛОВЕК ДУМАЮЩИЙ». Как вы думаете – у кого из этих двоих высокоразвитое критическое мышление?.. Мы почему-то привыкли думать, что у первого. На самом деле нет. «Диванный критик» способен лишь на придирчивую, мелочную, поверхностную и пристрастную критику. В то время как «Человек думающий» готов и может объективно и беспристрастно оценить ситуацию, информацию, последствия и риски.

— А что в этом сложного? – спросите Вы. – Каждый способен на объективную оценку информации.

— Заблуждаетесь, — отвечу я. – И вот почему.

 

    • Во-первых, механизм принятия решений, присущий человеческому мозгу, несовершенен. Мы изначально предрасположены к совершению ошибок.
    • Во-вторых, мы часто неспособны к объективной оценке ситуаций из-за когнитивных иллюзий, влияющих на наше восприятие действительности.
    • В-третьих, мы живем в эпоху лавинообразного роста информации, обрушивающейся на нас ежедневно. В таких условиях мы становимся неспособны оценить даже малую ее часть.
    • Ну и в-четвертых, на наши мысли и действия огромное влияние оказывают стереотипы. Сами по себе они неплохи, ведь так мы передаем опыт поколений. Однако, окружающая реальность меняется настолько быстро и существенно, что часть из них уже не соответствует действительности.

О каждой из этих причин подробнее расскажу в следующих записях, а пока прочитайте широко известную историю об индуистском божестве Шиве и его супруге Парвати. И ответьте на вопрос: какой типаж – «диванный критик» или «человек думающий» — в ней фигурирует?

Однажды Парвати спросила Шиву: «Почему люди нередко очень несчастны, хотя созданы для того, чтобы наслаждаться прекрасными дарами Земли?». В ответ Шива предложил Парвати вместе с ним посетить Землю. Замаскировавшись под людей, божества отправились на Землю и увидели обычную пожилую супружескую пару, бредущую из одной деревушки в другую. Они стали за ними наблюдать.

 Сначала старик ехал на осле, а старуха шла рядом. Когда старики добрались до какой-то деревни, они услышали, как местные жители называют мужчину злым и эгоистичным, потому что он сам едет, а его бедная жена идет пешком. Поэтому, приближаясь к следующей деревне, старик слез с осла, а старуха забралась на животное. Так они и вошли в деревню. И снова жители были настроены критически, заявив, что женщина не уважает своего мужа, ведь он так много и тяжело трудился в своей жизни и теперь должен ехать, а она идти. Когда пара приблизилась к следующей деревне, они оба сидели на осле. Жители этой деревни с возмущением сказали старикам, что они жестоки, так как обременяют бедного осла двойным грузом. У следующей деревни старики слезли с животного и пошли рядом. И тут их высмеяли за глупость. У них есть здоровый, сильный осел, а они оба идут пешком!

Понаблюдав за всем этим, Шива, взглянув на Парвати, сказал: «Понимаешь, люди очень хотят угодить друг другу, а всем угодить невозможно». И хотя, безусловно, желать нравиться окружающим, доставить им удовольствие, угодить — это часть человеческой натуры, хорошее качество, однако, позабыв себя ради этого, мы вряд ли сможем многого достичь в жизни.